Фильм Леонида Парфенова и Алексея Иванова «Хребет России»
Автор: Леонид Парфёнов, Алексей Иванов
Часть I
В 1 серии фильма зрители увидят старинное селение Орeл-городок на Каме, остров Чусовского городка, недра Кунгурской пещеры, Ермаково городище, легендарную скалу Ермак и речку Серебряную, узнают о том, как Ермак покорил сибирское ханство, Русь превратилась в Россию, а Урал стал ее серединой, хребтом.
На стыке Урала и Сибири нет ни полей, но степей, но именно здесь в последний раз сходятся Русь и Орда, чтобы поделить ничейный стратегический ресурс – пушнину – одну из главных валют той эпохи. В борьбе с сибирскими татарами Грозный полагается на солепромышленника Строганова, получившего от него на реке Кама огромные земли. Строганов ставит здесь соляные заводы, окружая их крепостями, перехватывая тем самым пушные пути. Отряды хана Кучума громят крепости конкурентов, и Строгановы обзаводятся собственным войском из волжских казаков под предводительством Ермака. Ермак пришел в Орел-городок в 1579 году и считается здесь основоположником любой древности. Он отец, царь и бог уральский. Через 200 лет после Куликовской битвы на Дону Ермак на Иртыше завершает Мамаево побоище, начатое Дмитрием Донским. За полтора века до появления Ермака в Сибири на Урале был основан первый русский город – Чердынь, столица Перми Великой, последнего удельного княжества Руси. Чердынь сумела отстоять себя в битвах с вогулами, хозяевами этой земли. Сторожевая гора Полюд до сих пор обожжена сигнальными кострами защитников Чердыни. Зрители фильма узнают множество удивительных фактов, связанных с освоением Сибири. Сюжет русской сказки о волшебном олене Серебряное копытце непосредственно связан с росписью серебряных блюд вогульских шаманов, на которых были изображены рогатые животные. А знаменитый русский самовар был изобретен для казаков, охранявших русские заводы от башкирских кочевников. На Урале и сейчас продолжают рождаться легенды: археологи отыскали городище древних ариев Аркаим, и современные эзотерики объявили, что именно на Урале пророк Заратустра открыл понятия добра и зла. Этот удивительный мир, где встречаются Европа и Азия, славяне, финно-угры и тюрки, православные, мусульмане и язычники – особая цивилизация, самобытный регион, не похожий ни на один другой. И его открытию мы обязаны волжскому атаману Ермаку, «русскому Колумбу Урала»
Часть II
Во 2 серии фильма зрители познакомятся с историей возникновения первых промышленных предприятий на Урале, который со времeн Петра I Урал считался «всероссийским заводом». Горные заводы – а на Урале их было больше 200 — использовали энергию падающей воды. Руины старинных заводов Урала с прудами и плотинами сохранились до наших дней. Петр выделяет уральские заводы в отдельное государство, «державу» со своими собственными законами, которая подчиняется напрямую императору. Столицей этой «державы» становится город-завод Екатеринбург, основанный Татищевым по аналогии с имперской столицей, городом-портом Петербургом. В конце XVIII века заводы Урала выводят Россию в мировые промышленные лидеры. Только самостоятельной «державе» под силу превратить реку Чусовую в главную дорогу Урала, по которой проходил сплав «железных караванов». Реку «наливали» из заводских прудов и спускали по ней караваны с грузами. До сих пор на Чусовой сохранились старинные каменные пристани и каналы – и, конечно, скалы-«бойцы», о которые разбивались заводские корабли. И все же железные караваны проиграли, в конце концов, конкурентную борьбу железным дорогам. На Урале прошла первая «приватизация» в истории России и появились первые олигархи – заводчики Демидовы. На Невьянском заводе до сих пор стоит легендарная башня Демидовых, овеянная страшными легендами, а в карьере Высокой горы можно увидеть демидовские шахты – свидетельство бесчеловечного отношения заводчиков к своим рабочим. При каждом заводе было свое войско из уральские казаков, организованное для усмирения башкир, чьи земли захватили заводчики. Башкирские бунты сливались с бунтами русских крестьян, которых приписывали к заводам для подсобных работ. В начале 70-х годов 18 века на Урале вспыхивает пожар пугачевщины. Земледельцы – башкиры и русские крестьяне убивали заводских рабочих и сжигали заводы. Самой жестокой стала схватка рабочих и крестьян на демидовском заводе в поселке Старая Утка. Это была настоящая гражданская война – первая в истории России.
Часть III
В 3 серии авторы фильма рассказывают о том, почему Урал, который населяли православные и мусульмане, «в глубине души» всегда оставался языческим. Уральское язычество рождено природой Урала: уральские идолы нерукотворны, как истуканы на острове Пасхи, их не повалишь и не забудешь. Православные миссионеры преследуют шаманов и разрушают древние святилища, но простой народ перенимает у аборигенов образ жизни, а с ним и языческие верования. Мировой бренд уральского искусства – пермские боги. В православии запрещено изображать Христа, богородицу и святых в виде скульптуры. Но местные жители привыкли молиться объемным идолам и не могут почитать плоские изображения богов на иконах. Мифология уральских аборигенов сохранилась до наших дней в кустарных изделиях «звериного стиля», и, конечно же, в бессмертных сказах Павла Бажова. Русские горнорабочие, слушая финно-угорские сказания аборигенов, пересказывают их на свой лад. Главным героем русских сказов становится богочеловек – Данила-мастер. Но даже ему тайны мастерства открывает языческая хозяйка Медной горы – богиня недр. Поклонение «золотому тельцу» — тоже язычество, и богатство недр порождает «демонов» корыстолюбия. Зрители увидят Золотую долину, где бушевала «золотая лихорадка», речку Рублeвик, где «лихорадка» была «платиновой», и алмазные прииски реки Вижай. В копях Ильменских гор старатели добывают самоцветы бочками, а Медную гору, в которую уходил Данила-мастер, срывают до основания. В погоне за наживой Демидовы выбрасывают на рынок все запасы своего малахита, обвалив и стоимость камня, и его статус – добыча малахита становится экономически невыгодной и прекращается. Еще одно богатство Урала — гигантские запасы каменных солей, которые разрабатывают промышленники Строгановы. Соль в старину была стратегическим ресурсом, потому что консервирование продуктов увеличивало «пищевую базу страны», и Строгановы делают на добыче соли миллионы. Зрители увидят старинный соляной завод, где в избах-варницах выпаривали соль. Вокруг варниц строили крепости. Так возник древнейший город уральского средневековья – Усолье. Несколько веков в России не было другой соли, кроме уральской.
Источник: http://statehistory.ru/786/KHrebet-Rossii-online/
Часть IV
В 4 серии фильма речь идет о том, что в конце 18 века уральские заводы буквально заваливают Европу своим железом. Но в битву за рынки вступает Британия – она делает ставку на паровые машины. Первую паровую машину и первый пароход в России создают уральские инженеры, но местным заводчикам они не нужны, ведь запасы природных ископаемых кажутся неиссякаемыми, а труд крепостных не стоит ничего. Остатки крепостнической горно-заводской державы, сохраняя себя, загораживают дорогу техническому прогрессу. Только крепостное право может породить такой феномен, как промышленное искусство, возникающее на Урале в 19 веке. На Златоустовском заводе производят знаменитую булатную сталь, на камнерезной фабрике в Екатеринбурге – монументальные украшения для Зимнего дворца, на Каслинском заводе – комнатные скульптуры. Вредное производство сводит мастеров в могилу в 30-40 лет, но на смену им приходят новые крепостные рабочие. Отмена крепостного права преображает Урал. В 1864 году на горном заводе Кын возникает первое в России потребительское общество, в которое входят рабочие завода. Первым металлургическим, а не горным заводом становится Чусовской завод. Иностранные концессии строят на Урале 14 новых заводов, с которых и начинается серьезная механизация Урала. Он вновь стремительно развивается, но его новый промышленный взлeт обрывают мировая война и революция. С приходом советской власти уклад жизни на Урале остается прежним. Новая власть превращает крепостное право в колхозы, а аракчеевские военные поселения в секретные заводы закрытых городов. ГУЛАГ как экономическая система тоже начинается с Урала. «Ударные стройки социализма», такие, как гигантская Магнитка, осуществляются силами заключeнных. До самого распада СССР на Урале сохраняется и лагерь для «узников совести» – «Пермь-36». Уралу всегда не хватало человечности. На протяжении веков вся жизнь здесь была подчинена промышленному производству: здесь все время что-то добывали, строили, производили. Только в конце 20 века этот самобытный регион стал интересен людям не только как производственная площадка, но и как уникальный культурно-исторический комплекс и территория активного отдыха.
Источник: http://statehistory.ru/786/KHrebet-Rossii-online/
Свежие комментарии