Старая фотография может поднять целый пласт истории вашей семьи

Автор: Мулыгина Лидия Ильинична

Мулыгин Евгений Борисович возле часовни (Вятский край)

Евгений Борисович человек увлекающийся.

 

В юности интересовался астрономией, смастерил телескоп, после школы поступал в университет, мечтал стать астрофизиком, но не хватило полбалла. Поработал в Уральской обсерватории, служил на Байконуре. Окончил УПИ и сейчас работает программистом в Уральской медакадемии.

 

Однажды взял да и заглянул в Интернет, чтоб больше узнать о своей фамилии. Оказалось, что тагильский сотрудник архива Е.Н. Епанчинцева составила справочник по наиболее известным фамилиям Нижнего Тагила. А еще она оказалась родной тетей по линии отца. Евгений съездил в Нижний Тагил и познакомился:
Елена Никитична, не желаете ли с племянником познакомиться?
— Желаю, очень. А ты, какого роду-племени?
— Мулыгиных.
-Вот и Мулыгины объявились. Здорово!

И пошел у них разговор о бабушках и дедах, да такой интересный: о нынешних родственниках, живущих в Перми, Нижнем Тагиле, Краснотурьинске. Но деды-то, прадеды-то оказались пришлыми из Нижнего Новгорода. Вот так и пошёл разматываться клубок родственных связей.

Евгений Борисович решил и сам заняться поиском старинных семейных связей. Порыться в архивах. Елена Никитична во многом способствовала этому. Но был ещё дед Пимен, были предки с материнской стороны, хотелось и их отыскать. Увлекся до невозможности. Попутно узнал историю Кленовской Никольской церкви. И историю крепости Кленовской. По Московскому тракту, раньше он назывался Сибирским, везли в Сибирь Александра Радищева, декабристов и других государевых невольников. Кленовская крепость была построена в одно и то же время с Ачитской, Бисертской, Киргишанской,а позднее и Красноуфимская крепость Пермской губернии.

Церковь в старые времена выполняла роль ЗАГСа, вела метрические книги: кто родился, кто женился, кто отбыл в места безвозвратные, проводила брачные «обыски», то есть описание того, что за невестой дается, какое приданое. И еще много чего любопытного проводилось церковной службой.

Однажды, еще в советское время, мне пришлось дважды обращаться в Свердловский архив за справками. Сотрудники архива, народ тогда ж исключительно вежливый, разрешили мне самой посмотреть церковные книги, где были сделаны записи о венчании. С каким-то трепетом, с осторожностью открывала я эту церковную книгу. Нужную запись я нашла. Венчалась молодая пара на долгую жизнь в любви и согласии, а оказалось на вечную разлуку. Вдове погибшего фронтовика нужна была справка, что-бы с разрешения суда ей добавили пенсию с 28 до 42 рублей.

Евгений Борисович дошел в своих поисках до средины 18 века. Родовое древо стало большими разветвленным. Восстановились родственные связи по материнской линии. Родственники проживают в Крыму, Сердеже, Яранске Кировской области. Но самое интересное, у них сохранились письма близких сердцу людей: родного деда и дяди. Дядя Григорий Михайлович Шалагин погиб под Сталинградом. Сейчас Евгений Борисович общается с родственниками по Интернету. Родной дед Илья Васильевич Киселев тоже не вернулся с войны, погиб на Дальнем Востоке.

Евгений Борисович Мулыгин также узнал и о репрессированных родственниках, читал копию допроса. Какую боль пережила Россия, сколько прекрасных людей потеряла в застенках, в гулагах и даже после войны.

Евгений Борисович давно уже входит в Общество родоведов г. Екатеринбурга, делал доклады на разные темы на собраниях в областной библиотеке Белинского, даже в Патриаршей обители возле Храма на крови по истории Кленовской Никольской церкви.
На одной из конференций известный родовед Калистратова рассказала, как она возле Нижнетагильского железнодорожного вокзала в урне увидела выброшенные фотографии. Рука непроизвольно потянулась к ним. Она достала их и стала разглядывать. Видимо, они были выброшены из какого-то профкома завода или из музейной комнаты.И вдруг, сердце у ней дрогнуло. На фотографии она увидела отца с рабочими. Дома такой фотографии не было. Захлестнула обида за отца, за рабочих. Как такое возможно! Собирая такие фотографии, и пишут историю завода, его создания и рабочего коллектива.

Однажды Евгений Борисович посоветовал одному из сотрудников, нашедшему пакет с фотографиями на чердаке старенькой дачи, попытаться отыскать кого-то из тех, кто на снимках, или их родственников. Это увлекательная работа, почти как у сыщика, но это обретение новых родовых корней. Поиск того стоит. Не выбрасывайте старые фотографии, лучше поместите их в альбомы. И почаще заглядывайте в них. Эти снимки ушедших времен хранят свои тайны и надежды, которые вам, вашим детям и внукам дано разгадать.

В заключение хочется привести слова Евгения Борисовича из доклада по материалам Кленовской крепости и храма в честь святителя Николая Чудотворца. «Не знаю почему, но со временем у людей приходит интерес что-то написать о своей малой родине, о той местности, где ты родился или прожил долгое время. Начинает интересовать, может быть, никому неизвестная история этого края или история известная, но разрозненная, разбитая на кусочки. И порой так хочется все это объединить, создать единую картину, чтобы было все просто и понятно и, главное, интересно не только пишущему, но и читателям«.

12 мая 2015 г. «Артинские Вести»

P.S.

Публикую материалы из архива Мулыгина-Бессольникова Евгения Борисовича.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий