Храм

Автор: Сапегина Любовь Ивановна

Село Кленовское – одно из самых старинных населённых пунктов в Нижнесергинском районе.

Первые поселенцы появились здесь в 1692 году. Верхотурский воевода Р. Павлов поручил чусовскому крестьянину Я.Соколову выбрать удобное  место под крепость. Такое место было найдено: при впадение р.Пут в р.Бисерть. Вместе с Я.Соколовым были переселены ещё 70 семей: Лутковы, Екимовских, Стахеевы и т.д.

В 1734 году поселение для защиты от башкир было обнесено деревянной крепостью с четырьмя башнями и пушкой в каждой. С этого времени Кленовская слобода стала называться крепостью. Во время Пугачёвского восстания (1773 г.) деревянные стены были разрушены и сожжены нападавшими.

В 1738 году начинается строительство тракта, получившего название Сибирский.  Здесь проходит губернская почтовая дорога, по которой везли почту, гнали ссыльных каторжников. В селе была даже своя тюрьма ( сгорела в январе 1853 году). Ослабленных арестантов нередко оставляли на попечение местных жителей, записывая их как умерших в дороге. Выжившие каторжане оставались в Кленовой, создавали семьи. Так что и среди кленовчан есть потомки бывших ссыльных.

А в 1773 году на средства жителей была построена деревянная церковь «простой древней архитектуры» св. Николая Чудотворца.  Колокольня, тоже деревянная, стояла отдельно.   В этом же году указом Тобольской духовной консистории, по рапорту Екатеринбургского духовного правления, во вновь построенную Николаевскую церковь был определен вдовый священник Дмитрий Максимов и пономарский сын С.Осипов. Жалованья от государства не полагалось, в связи с этим через кленовского церковного старосту Мартына Селянина  до прихожан доведён  указ о содержании священнослужителей « в денежной или хлебной руге»,  а именно:

  • С венчания священнику по десяти, а причетникам каждому по пяти копеек, а с холостых в половину, кроме других епархиальных доходов числом в год оной руги.
  • На священника и причетника собираться будет окромя холостых семнадцать рублёв восемьдесят копеек.

Вместе с тем,  предписывалось отвести церкви пашенные и сенокосные угодья.

Кроме исправления служб, церковнослужители должны были вести метрические книги, в которые заносились сведения о рождение, смерти, крещения и бракосочетании прихожан данного храма. Все сведения заносились в клировую ведомость.

Из клировой же  ведомости, узнаём, что с 1820 года в Николаевской церкви начал служить священник Я. Грамолин, заменивший  священника Иоанна Богомолова, который по причине болезни (чахотка) ушёл в монастырь.

Село Кленовское, благодаря своему выгодному местоположению, быстро развивается. Так если в 1801 году здесь проживало 298 человек, то в 1815 уже 946 человек. Население занималось извозом, разводили скот, выращивали зерновые культуры, в лесах устанавливали борти для сбора мёда от диких пчёл. Мужчины уходили на заработки на рудничные и судоплавленные работы.

В 1826 году начато строительство новой каменной церкви. Инициатором возведения (?) был император Александр I, который направляясь в Екатеринбург в 1822 г., останавливался в селе.

Свято – Никольский храм строился 16 лет на народные средства. Его строительство было завершено в 1842 году. Строили её  всем миром, но под руководством итальянских строителей в количестве пяти человек.

Церковь эта представляла редкую по красоте архитектурную ценность.  Архитектором грандиозного здания был талантливый мастер Иван Подъячев (ученик С. Воронихина по строительству Казанского собора в Санкт-Петербурге).

Важной особенностью архитектурного исполнения храма является его редкий тип, называемый «ротонда».  Этим словом обозначается окружность. К основному, круглому в плане сооружению, с запада примыкала трехъярусная колокольня, с севера и юга – портики, а с востока – прямоугольная алтарная часть. Таким образом, возникла симметричная форма креста, где ротонда занимала место среди креста.

Церковь в Кленовском в целом повторяет фасады «подъячевских церквей», но в отличие от них, центральный объём развит до формы ротонды. При этом сама ротонда  имеет необычную для них форму: крест со связывающими его ветви экседрами, определяющими размеры купола. В этом состоит своеобразие этой церкви, стоящей особняком даже в ряду редких в России ротондальных храмов.

Храм украшал купол голубого цвета, с маковкой и крестом. Колокольня имела высокий шпиль, покрытый снаружи зеркальным стеклом. Шпиль завершал такой же большой крест, как на куполе.

Внутри храм имел великолепный иконостас и множество икон, в том числе с позолотой, который одновременно с великолепными, сверхстойкими росписями стен и потолка дарили необыкновенную красоту.

На огромной колокольне было 17 колоколов разного размера и в период различных религиозных праздников они звенели на разные мелодии на всю округу. Например, каждое воскресенье самый большой колокол звенел «К заутрене» и слышно было его за 8-10 верст

Всего в России было построено чуть больше десяти подобных храмов, из них пять на Урале.

Ведомость о церкви Николаевской Красноуфимского уезда Кленовской крепости за 1838 год

Построена в 1773 году тщением прихожан.

  1. Зданием деревянная тёплая, с таковою же колокольнею ветхою, ограждена деревянною оградой, при ней Каменная вновь строящаяся церковь.
  2. Престол в ней один, во имя Святителя и Чудотворца Николая.
  3. По штату положено: священник, дьячёк и пономарь.
  4. Земли к сей церкви пашенной и сенокосной 99 десятин.
  5. Дома: у священника собственный, а у причетника церковный деревянные.
  6. Ближайшие к сей церкви, Бисертской крепости Афанасье-Кирилловская в 24 верстах, Бисертского завода Хросторождественская в 24 верстах.

О прихожанах означенной церкви:

  • В Кленовской крепости государственных крестьян дворов 151.
  • Число душ мужского пола 605, женского пола 648.
  • Станционный смотритель дворов 1. Число душ муж. пола 2, жен. пола 4.
  • Отставных солдат дворов 6. Число душ мужского пола 10, женского пола 13.
  • В д. Талица государственных крестьян дворов 7.Число душ муж. пола 26, жен. пола 30. В десяти верстах, путь удобен.
  • В д. Еманча. Государственных крестьян дворов 29. Число душ муж. пола 118, жен. пола 124. В десяти верстах путь удобен.

Священник: Яков Ефимов Грамолин

Дъячёк: Вениамин Яковлев Грамолин.

Пономарь: Михаил Иванов Горных

Ведомость о церкви Николаевской Красноуфимского уезда Кленовской крепости за 1851 год

  1. Построена в 1842 году тщением прихожан.
  2. Зданием каменная с таковою же колокольнею ограждена деревянною оградою, при ней деревянная в то же наименование церковь ветхая.
  3. Приход в ней один во имя Святителя и Чудотворца Николая.
  4. Утварью средственною достаточна.
  5. По штату положено: священник, дъячёк и пономарь.
  6. Земли к сей церкви пашенной и сенокосной 99 1/3 десятин хоть и отведена, но актов ещё не выдано, и   пользуется в мало по причине неплодородности.
  7. Дома у священноцерковнослужителей собственные.
  8. На содержание церковнослужителей жалованья не положено, а пользуются от прихожан за исправление треб добровольным скудным денежным подаянием.
  9. Зданий принадлежащих к сей церкви нет.
  10. Приписной к сей церкви нет.
  11. Домовой (книги?) в сим приходе нет.
  12. Опись церковного имущества есть; сделана в 1844 году
  13. Приходно-расходные книги о суммах свечной и прикладной даны 1842 года ведутся исправно и хранятся в целости.
  14. Копии с метрических книг с 1802 года хранятся в целости.

Послужные списки церковнослужителей с их семействами

Священник Яков Ефимов Грамолин:

  • 59 лет священник, обучался в семинарии;
  • 8.11.1803 года причащён в Градо-Кунгурский Благовещенский собор дьяком;
  • 12.10.1812 года Тисовского завода в Петропавловской церкви дьяконом;
  • 28 …бря 1820 года к сей церкви священником Епископом Иустином грамоту имел;
  • с 1837 по 1839 год по Красноуфимскому уезду был депутатом; 
  • 1851 год за устройство церкви награждён набедренником.
  • В семействе у него жена Ирина Алексеева 59 лет.

Дъякона при сей церкви по штату не положено.

Дъячёк Вениамин Яковлев Грамолин:

  • 29 лет священник;
  • произведён в стихирь на сиё место 6.10. 1835 г.
  • Семейство: жена Наталья Николаева 22 года, дочь Анна 6 лет.

Пономарь Михаил Иванов Горных:

  • 33 года, пономарский сын.
  • Произведён в стихирь на сиё место 18.10. 1832 года.
  • В семействе у него Марфа Яковлева 32 года.
  • У них дети: Никанор 8 лет,  Александра 6 лет, Иоасаф(?) 1 год.

Просфирница вдова крестьянка Дарья Степанова Шашмурина:

  •  59 лет. В должности с 1847 года.

За штатные:

  • Сосланного на поселение бывшего пономаря Ивана Горных жена Анна на содержание сына пономаря Михаила Горных платёжного пособия не получает.
  • В 1834 году была подозреваема в воровстве, но не уличена в оном.

О прихожанах означенной церкви

В Кленовской крепости:

  • Станционный смотритель: число домов 1, число душ муж.  пола 1, число душ жен. пола 2.
  • Отставных солдат: число домов 5, число душ мужского пола 10, число душ женского пола 22.
  • Государственных крестьян: число домов 187, число душ мужского пола 762, число душ женского пола 819.

По деревне Талице (в 9 верстах, путь удобен):

  • Государственных крестьян: число домов 13, число душ мужского пола 51, число душ женского пола 63.

По деревне Еманча (в 20 верстах путь удобен):

  • Государственных крестьян: число домов 45, число душ мужского пола 183, число душ женского пола 202.

Итого: 

  • домов 251,
  • число душ мужского пола 1007,
  •  число душ женского пола 1108.

Иерей: Яков Ефимов Грамолин

Дъякон: Вениамин Яковлев Грамолин.

Пономарь: Михаил Иванов Горных

По мере роста Кленовское становится волостным центром. По данным учёта 1862 года в селе проживало 1645 жителей. Имелось две церкви, волостное управление, почтовая станция, несколько постоялых дворов и кабаков, два железоделательных завода, один кожевенный, три мельницы, две гвоздарни, одна лесопильня, свечной и салотопный заводы.

Соколов Александр Архипович:

Родился примерно в 1843 году в семье рабочих (или служащих) Нижнесергинского завода. В селе Кленовском стал работать учителем, когда стали образовываться земские школы.

В Кленовском прожил до 95 лет. Работал учителем в Кленовской земской смешанной школе (по данным 1891 года).  Учительский стаж более 60 лет. Так же, по-видимому, работал и в Кленовской церковно-приходской школе, а также и в Кленовской сельской школе после революции.

В 1893 году открылась и  церковно приходская школа, в которой было два наставника. Обучалось 32 учащихся – 22 мальчика и  9 девочек.  Одним из учителей был дьякон Баталов.

В мае 1895 года священник Кленовской  Николаевской церкви Александр Смышляев пишет рапорт о необходимости  открыть женскую школу грамоты в с. Кленовском, мотивируя тем, что,  в смешанной земской  школе,  девочки почти совсем не обучаются.  Кроме того, данная школа, находясь на одном конце села, растянувшегося почти на 5 вёрст, за дальностью расстояния,  мало посещается детьми жителей другого конца села.

О.Смышляев просит учительницей школы назначить его жену —  Лидию Иванову, имеющую свидетельство на звание учительницы.

Уездное отделение удовлетворило просьбу:

«…  полагаем возможность открыть в Кленовском селе смешанную школу грамоты, в которой имели бы возможность обучаться и мальчики, и девочки. При открытии школы грамотности в конце того села, дети жителей которого не посещают земскую школу за дальностью расстояния,  между существующей земской школой и предполагаемой церковной ни о каком раздоре быть не может уже потому, что школа эта, находясь от земской школы в расстоянии 5 вёрст, не будет иметь влияния на уменьшения количества учеников земской школы.

А посему, Уездное Отделение ходатайствует об утверждении заведующим этой школы священника Александра Смышляева и учительницей жены его Лидии Ивановой».

 Председатель священникИоанн Луконин
Секретарь священникН.Перминов

10 мая 1895 г.

Так при храме  появилась  женская школа грамотности.  Учитель — жена священника Александра Смышляева – Лидия Ивановна.

В 1903 году в Кленовой случился  сильный пожар. Выгорела целая улица, а вместе с ней и церковная школа. Чтобы восстановить школу, священник о. Александр Смышляев обратился с рапортом  в Пермский Епархиальный Училищный совет с просьбой:

«…здание, в котором помещалась церковная школа села Кленовского, 13 июня сего 1903 года сгорело, причём школьное имущество как-то: десять парт, шкаф с книгами, классная доска, хотя и было вынесено из школы, но при быстро развившемся пожаре, уничтожившим целую улицу, но не было отправлено в безопасное место, почему также сгорело. Здание принадлежало церкви и застраховано было только в сто рублей, на каковую сумму новую школу при отделении местной церкви выстроить невозможно; нанять же помещение для школы негде.
Посему  ходатайствуем  об отпуске пособия в двести (200) рублей, в дополнение к имеющимся уже суммам, чтобы тотчас же приступить к постройке нового здания для школы и приготовить его к началу учебных занятий.
Необходима также известная сумма до 30 рублей на устройство классной мебели».

Деньги на строительство школы в размере двухсот рублей были выделены. Уже через год здание школы было построено, о чём свидетельствует акт.

АКТ
1904 года ноября 20 дня

  • Я, нижеподписавшийся Управой наблюдатель церковных школ Красноуфимского уезда в присутствии заведующего Кленовской церковной школою и представителей осматривали вновь построенное здание для Кленовской церковной школы: 
    здание построено из прочного елового леса с примесью соснового на каменном из бута фундаменте, имеет в длину 20 аршин и в ширину 8,
  • к зданию пристроен закрытый коридор.
  • Окна два аршина в длину при аршинной ширине, пол двойной с прослойкой из песка и тесанной стружки.
  • Среди школьной комнаты поставлена прочная рабочая печь с герметически закрывающейся дверкой.
  • На потолке прочно обитом засыпана каменистая земля, не пропускающая холода и сырости.
  • Окна снабжены двойными рамами, и школа имеет в полном комплекте школьную мебель: двадцать парт, стол, стул, книжный шкаф и классную доску.
  • Пазы стен замазаны известью и внутреннее помещение выбелено.
  • Здание удовлетворяет всем  требованиям и может вместить до 31 человек. 
  • Построено здание на церковной земле.

Уездный наблюдатель церковных школ: священник Николай Орлов
При осмотре присутствовали:
священник Алекандр Смышляев
и.о. волостного старшины А.Е.Беляев

За время существования Никольского храма здесь служило немало священников. Так, например, в издании «Справочная книга Пермской епархии на 1912 год» есть документ:

«…с. Кленовая, Николаевская церковь, каменная, построена 1842 г. Престол 1. От консистории 230 в., от благочиния 46 в. 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик. Священник Николай Павл. Тетюев 30 л., ок. П. дух. сем., имеет наб. Диакон Андрей Авт. Баталов 47 л., ок. учит. сем. Диакон – псаломщик Вениамин Вениам. Грамолин 41 г., об. в Екат. дух. уч.»

Николай Павлович Тетюев — родной брат священномученика о. Александра Тетюева.

Примечательно, что покоится Николай Павлович рядом с Церковью Всех Святых в Перми, построенной по тому же, достаточно редкому для наших мест, проекту, что и Храм Святителя Николая.

В 1916 году в Кленовскую волость входило 24 деревни и 50 хуторов с населением  5984 человек. В селе имелся земский врач, была открыта бесплатная общедоступная библиотека. С 1914 года через село проложена железнодорожная ветка.

В то же время идёт расслоение населения. Малоимущие крестьяне продают свою землю. Появились середняки, богатеют средние промышленники. Так, Маркеловские имели мельницу; Васёвы – гостиный двор; Киселёвы – два магазина и пекарню. Купец первой гильдии Серебренников имел даже несколько предприятий в Кленовском. Его магазины располагались во многих населённых пунктах от Екатеринбурга до Перми.

Клировая ведомость по Кленовской церкви за 1916 год

Никольская церковь, каменная, на каменном фундаменте и таковою же колокольнею, в одной связи, покрыта железом и обнесена железною решёткою на каменном фундаменте с таковыми же столбами. Престол в ней один во имя святителя и чудотворца Николая, утварью достаточна.. По штату положены священник, дьякон и псаломщик.

Указом Священного Синода от 3.06.1915 года открыты вторая священническая и вторая псаломническая вакансии. Жалованья положено:

  • первому священнику 141 рубль 12 копеек и
  • первому псаломщику 47 рублей 4 копейки,
  • второй священник, второй псаломщик и штатный дьякон жалованья не получают.

Источники содержания членов притча: руги от прихожан.

Земли при церкви 1900 квадратных сажень:

  • пахотной 93 десятины,
  • сенокосной 6 десятин в расстоянии 3 и 8 вёрст от церкви,
  • всего 99 десятин 1900 квадратных сажень.
  • Земля эта находится в бесспорном владении притча. Записана в утверждённом проекте обеспечения.

Из 93 десятин пахотной земли 19 десятин насчитывается совершенно негодной. Качество церковной земли среднее. Средний доход ею приносимый: обрабатывается самими членами притча 8 десятин, остальная земля отдаётся притчам ежегодно в аренду за незначительную плату, так как земля требует очень большого удобрения.

Дома для священно и церковнослужителей на церковно-усадебной земле деревянные. Три построены тщением прихожан: два в 1869 году, один в 1908 году и составляют собственность церкви.

Другие здания принадлежащие церкви: церковно-приходская школа в селе Кленовском построена в 1908 году.

Состояние домов: два дома ветхие, требуют перестройки, и один в хорошем состоянии.

Ближайшие  церкви:

  •  Бисертского села Кирилло-Афанасьевская в 24 верстах
  •  Киргишанского села Петро-Павловская в 35 верстах.

Приписанных к сей церкви церквей нет, часовен две: деревянных в деревнях Талица и Сосновый Бор.

Опись церковного имущества заведена с 1902 г., проверена в 1911 г.

  • Копии метрических книг хранятся в целости с 1802 года, кроме копий за 1803 и 1804 годы.
  • В обыскной книге, выданной за 1912 год, 52 писанных листа и 148 не писанных.
  • Исповедные росписи  в целости с 1806 г., кроме копий 1807 г. и 1810 г.
  • В церковной библиотеке находятся книги для чтения 385 томов.
  • Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях 1028 рублей 60 копеек.

Имеющиеся в приходе школы церковные:

  • Кленовская с 1893 года,
  • Талицкая с 1893 года,
  • Ольховская с 1893 года,
  • Сосново-Борская с 1893 года,
  • земская начальная в селе Кленовском, в которой обучается 60 мальчиков и 50 девочек,
  • в деревне Половинка с 1911 года в которой обучается 11 мальчиков и 4 девочки,
  • и в деревне Морозовой с 1911 года в которой обучается 12 мальчиков и 3 девочки.

Церковная школа помещается в доме собственном в селе Кленовском и отапливается школа церковными дровами. В сим году в ней обучается 38 мальчиков и 17 девочек.

В деревнях:

  •  Талице помещается в местной часовне, отапливается школа обществом, обучается 17 мальчиков и 7 девочек.
  •  Ольховская помещается в собственном доме, отапливается школа обществом, обучается 13 мальчиков и 6 девочек.
  • В Сосновом Бору помещается в местной часовне, отапливается обществом, обучается 35 мальчиков и 14 девочек.

Списки преподавателей и учащих народных  училищ и церковно-приходских школ Красноуфимскаго уезда
за 1915-1916 учебный год

  • Учительница, дочь крестьянина, София Всеволодовна Молчалина.  Место жительства, деревня Сосновый Бор, командирована для занятий в Сосново-Борскую школу.
  • Заведующий священник Николай ТетюевКленовская школа, Талицкая школа. Место жительства, Кленовская волость, село Кленовское.
  • Законоучитель дьякон  Вениамин ГрамолинКленовская школа. Место жительства, Кленовская волость, село Кленовское.
  • Учитель, сын крестьянина, Алексей Михайлов СычёвКленовская школа. Место жительства, Кленовская волость, село Кленовское.
  • Учительница, дочь священника, Клавдия Андреева ВечтомоваТалицкая школа. Место жительства, Кленовская волость, деревня Талица.
  • Заведующий священник Iаков КирилловОльховская и Сосново-Борская школа. Место жительства, Кленовская волость, село Кленовское.
  • Учитель из крестьян, Алексей Терентьев КирилловОльховская школа. Место жительства, Кленовская волость, деревня Ольховка. Призван на военную службу.
  • Учитель Александр Евлампиев ЧерепановОльховская школа. Командирован из Верхнее-Артинской школы.
  • Учитель, сын священника, Михаил Васильев БудринСосново-Борская школа. Место жительства, деревня Сосновый Бор, Кленовской волости. Призван на военную службу.

Послужные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведения о вдовах и сиротах, подведомственных церкви

Священник Василий Александров Серебрянников 55 лет.

Награждён: набедренником 21 апреля 1905 года, серебряною медалью за усердие, скуфьею 15 апреля 1908 года. Благословение Святого Синода 6 мая 1910 года, Камилавскою 6 мая 1911 года. Благословением Святого Синода 11 мая 1912 года. Напёрстным крестом 6 мая 1914 года.

Получает казённого жалованья 141 рубль 12 копеек и 180 рублей за преподавание закона Божьего в земском Кленовском училище и в церковной школе в селе Кленовском 30 рублей в год. Есть дом в селе Еманча. Вдов: в семействе у него дочь Клавдия родилась 29.04. 1897 г., сын Александр родился 23.04. 1899 г.; студент Пермской духовной семинарии, сын Виталий родился 3.03.1903 г., обучается в  Соликамском духовном училище, обучается на счёт отца.

Дьякон Вениамин Вениаминов Грамолин 47 лет.

Имеет собственный дом. Жена Мария Евгеньевна, родилась 20.07. 1875 года. Дети: Михаил родился 23.05.1894 года, учится в Петроградском психо-неврологическом институте на 4 медицинском курсе. Надежда, родилась 29.07.1896 года, слушательница на 2-м историко-филологическом факультете Петроградских высших женских курсов. Мария родилась 16.07. 1898 года, учится в 8-м классе Красноуфимской женской гимназии. Николай родился 1.12. 1903 года, учится в Красноуфимском реальном училище во 2-м классе. Валентина родилась 19.02.1908 г., обучается в начальной школе. Нина родилась 31.05. 1912 г.

Дьякон на псаломнической вакансии Алексей Александров Чечулин 38 лет.
Наград не имеет. Получает жалованье от казны 47 рублей 4 копейки. Устранён от обязанностей псаломщика при  церкви дьякон Алексей Чечулин за крайнюю нетрезвость и неприличное поведение на улице г. Перми. Определением  Епархиального начальства от 7-22 августа 1907 года послан в Белогорский  монастырь с запрещением в священно-служении на 2 месяца. В семействе у него:  жена Вера Ионова 33 года, дети: Геннадий 11 лет, Владимир 7 лет.

Временно исполняющий должность псаломщика, сын бывшего дьякона, Николай  Афанасьев Шохрин 25 лет.

Жена Руфина Ионова 23 года. Сын Леонид 1 год. Братья: Вячеслав 11 лет, учится в Осинском реальном училище в 5-м классе. Иван 12 лет, учится в Пермском духовном училище во 2-м классе.

Церковный староста, крестьянин Михаил Стефанов Серебрянников 67 лет;   который должность свою проходит с 1895 года.

Награждён в 1909 году большой золотою медалью на Александровской ленте. Жена: умершего заштатного псаломщика Вениамина Яковлева Грамолина дочь, девица Александра 51 год.

Ведомость о приходе

  • В селе Кленовском 370 домов, число душ муж.  пола 1040, жен.  1048.
  • Деревня Филатова 40 домов, число душ муж. пола 133, жен. 148, в 5 верстах от церкви.
  • Деревня Половинка 50 домов, число душ муж. пола 142, жен. 155, в 12 верстах.
  • Деревня Еманча 30 домов, число душ муж. пола 112, жен. 137, в 7 верстах от церкви.
  • Деревня Ольховка 32 дома, число душ муж. пола 110, жен. 112, в 15 верстах от церкви.
  • Деревня Морозова 33 дома, число душ муж. пола 100, жен. 93, в 12 верстах от церкви.
  • Деревня Контуговка 24 дома, число душ муж. пола 80, жен. 85, в 10 верстах от церкви.
  • Деревня Талица 75 домов, число душ муж. пола 234, жен. 237, в 8 верстах от церкви.
  • Деревня Сосновый Бор 76 домов, число душ муж. пола 245, жен.   227, в 18 верстах.
  • Деревня Отевка 23 дома, число душ муж. пола 72, жен. 85, в 4 верстах от церкви.
  • Деревня Шигая  24 дома, число душ муж. пола 108, жен. 101, в 4 верстах от церкви.
  • На хуторах 163 дома, число душ муж. пола 492, жен. 503, в 3-15 верстах от церкви.

Итого в приходе 940 домов, число душ мужского пола 2837, женского 2981.В том числе духовных 5 домов, число душ мужского пола 10, женского 10. Мещанских 1 дом, число душ мужского пола 4, женского 5. Крестьянских 934 дома, число душ мужского пола 2851, женского 2996.

Кроме того в пределах прихода имеют жительство:

  • Раскольников 2 дома, число душ мужского пола 4, женского 6.
  • Сектантов 4 дома, число душ мужского пола 13, женского 14.

Итого 949 домов, число душ мужского пола 2868, женского 3016.

В 1918 году жизнь в селе изменилась. Был создан волостной исполком рабочих и крестьянских депутатов. Первый председатель – Пётр Николаевич Феденёв; секретарь – Степан Моисеевич Курочкин. Начала работать небольшая партийная ячейка. В это же время начинается борьба против религии, церкви и священнослужителей.  У храма были отняты земли, дом священнослужителей перешел в руки новой власти.

В советское время храм несколько раз закрывали и открывали. А с 1923 годы службы практически прекратились.

 

Ведомость о церкви Николаевской Красноуфимского уезда Кленовской крепости за 1922 год

  • Построена в 1842 году тщением прихожан.
  • Зданием каменная, на каменном фундаменте с таковою же колокольнею, в одной связи, и обнесена железными решётками на каменном фундаменте с таковыми же столбами.
  • Престолов в ней один во имя Святителя Чудотворца Николая.
  • Утварью не достаточна.
  • По штату  положено: священник, дъякон и псаломщик. Жалованья положено: нет.
  • Другие источники содержания членов причта и количество  дохода: нет.
  • Земля церковная отобрана от причта кроме сенокосной в 1918 году.
  • Домов для священно и церковно-служителей на церковной усадебной земле нет. Отобраны Советской властью.
  •  Почтовый адрес церкви: село Кленовское и волость, Красноуфимский уезд, Екатеринбургская губерния.
  • Ближайшия  церкви: Бисертского села Кирилл-Афанасьевской в 24 верстах и Киргишанского села Петро-Павловской в 35 верстах.
  • Приписанных к сей церкви церквей нет, часовен одна в деревне Талица, деревянная.
  • Домов кладбищных и молитвенных домов, к сей церкви приписанных нет.
  • Опись церковного имущества заведена с 1902 года, хранится в целости, проверена в 1911 году.
  • Копии с метрических книг с 1802 года по 1920 год включительно сданы под расписку в Кленовской Исполком.
  • Исповедные росписи находятся в целости с 1806 по 1915 год.
  • В церковной библиотеке находится книг для чтения 325 томов.
  • Церковные деньги в целости за ключом церковного старосты.

При церкви состоит старостою церковным Ефим Сильверстов Дорохов, который должность свою проходит с 1920 года

Послужные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведения о вдовах и сиротах, подведомственных церкви

1.Священник Стефан Максимов Максимов 40 лет, из чуваш, знает чувашский язык и черемисский.

  • Имеет набедренник, указ от 9 января 1909 года за № 4605.
  • Имеет благодарность от Уфимского Епархиального Училищного совета, указ от 10 февраля 1911 за № 165.
  • Имеет скуфью, указ от 14 января 1916 года за № 498.
  • Имеет камилавку, указ от 6/19 апреля 1921 года за № 356.
  • Окончил курс Cимбирской чувашской учительской школы.
  • Был учителем 2 класса  Бижбулякской двухклассной церковно-приходской школы в 1903? году.
  • В 1904 году поступил в 5 класс Уфимской Духовной Семинарии. По окончании которой 14 сентября 1906 года, рукоположен во священника.
  • Преподавал закон Божий и состоял заведующим в 2-х миссионерских и 2-х церковно-приходских школах 1908? год.
  • Согласно прошению переведён к Кленовской Николаевской церкви 20 февраля 1917 года. Указ и грамоты при себе имеет.
  •  В семействе у него:
  •  Жена Дарья Иоаннова, родилась 1879 года 8 марта.
  •  Дети:
     Юлия, родилась 12.05. 1907 года; Нина, родилась 13.01.1911 года.
     Алексей, родился 16.04.1912 года; Анна, родилась 26.03.1916 года.
     Владимир, родился 29.10. 1917 года, находится при отце.

2.Священник Вениамин Вениаминов Грамолин, 52 года. Сын псаломщика. Имеет собственный дом. Из 2-го класса Екатеринбургского Духовного училища 1889 год.

  • Был штатным псаломщиком при Курашимской православной церкви  Пермского уезда в 1890 году. Посвящён в стихирь Преосвященнейшим Владимиром Епископом Пермским и Соликамским в 1892 году 24 мая.
  • Переведён на псаломническое место к  Кленовской Николаевской церкви в 1892 году 19 октября. Рукоположен в сан дьякона на псаломническую вакансию в  Кленовской Николаевской церкви в 1906 г.
  •  Перемещён к Сыринской церкви, Красноуфимского уезда на псаломническую вакансию в 1912 году.
  •  Перемещён на штатную дъяконскую вакансию к сей  церкви в 1912 году 13 апреля.
  •  Резолюцией Преосвященнейшего Бориса, Епископа Чебоксарского, рукоположен в священника к церкви села Быковского Красноуфимского уезда в 1914 году 9 июня.
  •  Пермским Епархиальным Советом  переведён к сей церкви села  Кленовского на священническое место 9/22 октября 1920 года.
  •  В семействе у него:
  •  Жена Мария Евгеньева, родилась 20 июля 1875 года.
  •  Дети:
    Михаил, родился 25.05. 1894 года, студент  Екатеринбургского мед. института.
    Надежда, родилась 29.07. 1896 года. Окончила Красноуфимскую женскую гимназию; Мария, родилась 16.07. 1898 года.  Николай, родился 1.12.1903 г.
    Валентина, родилась 10.02. 1908 г. Нина, родилась 31.05. 1912 года.
    Приёмная дочь Зоя родилась 10.12. 1916 года.

3.Просфория бывшая монахиня Кунгурского женского монастыря Ритимия Абрамова Феденёва 60 лет. Из крестьян. Допущена местным приходским советом.

4.Бывшая просфория вдова Фаина Калистратова Чечулина. Жена умершего псаломщика.

5.Умершего псаломщика  Вениамина Яковлева Грамолина дочь Александра 57 лет. Из духовного звания. Сестра священнику Грамолину.

Ведомость о приходе

  • В селе Кленовском370 домов. Число душ муж. пола 1040, жен. пола 1098.
  • В д. Филатовой40 домов. Число душ муж. пола 133, жен. пола 148.В 5 верстах от церкви.
  • В д. Половинка50 домов. Число душ муж. пола 142, жен. пола 155. В 12 верстах.
  • В д.Еманча30 домов. Число душ муж. пола 112, жен. пола 137. В 7 верстах.
  • В д. Ольховка32 дома. Число душ муж. пола 110, жен. пола 112. В 15 верстах .
  • В д. Морозовой33 дома. Число душ муж. пола 100, жен. пола 93. В 15 верстах .
  • В д. Контуговка 24 дома. Число душ муж. пола 80, жен. пола 85. В 10 верстах.
  • В д.Талица75 домов. Число душ муж. пола 234, жен. пола 237. В 8 верстах.
  • В д. Отевка23 дома. Число душ муж. пола 72, жен. пола 85. В 4 верстах.
  • В д. Шигая24 дома. Число душ муж. пола 108, жен. пола 101. В 4 верстах.
  • На хуторах163 дома. Число душ мужского пола 492, женского пола 503. От 3 до 20 верст от церкви.
  • Итого в приходе 794 дома. Число душ мужского пола 2623, женского пола 2694.
  • В том числе духовных: 3 домов. Духовных душ муж. пола 5, жен. пола 10.
  • Крестьян: 791 дом. Число душ мужского пола 2618, женского пола 2681.
  • Раскольников австрийского толка: 2 дома. Число душ муж. пола 4, жен. пола 6.
  • Сектантов безпоповщ. 4 дома. Число душ мужского пола 13, женского пола 14.
  • Итого 800 домов. Число душ мужского пола 2640, женского пола 2714.

Священно-церковно-служители:
Священник: Стефан Максимов
Священник: Вениамин Грамолин
Псаломщик: (вакансия)

В 1938 году было принято решение закрыть ее окончательно и «реконструировать» под машинно-тракторную мастерскую. С этой целью для свободного проезда тракторов были разрушены колонны паперти и расширены имевшиеся двери. Прекрасные настенные фрески закрашены, иконостас разграблен и сожжен на площади при стечении народа. Метрические книги и церковная библиотека была часть сожжена, а часть сдана на макулатуру. Небольшое кладбище при храме было уничтожено. Возле храма были могилы священников, закрытые мраморными плитами. Эти плиты были выворочены тракторами и увезены в машинно-тракторную мастерскую, из которой их отправили куда то на строительство.

Дореволюционные фотографии храма

История храма в послевоенное время.

В годы войны здание использовалось под казармы. Здесь формировалась 129 Стрелковая дивизия. После войны храм переделали в клуб. На месте алтаря сделали сцену. В 1973 году был построен новый клуб (на месте при церковного кладбища). Храм отдали под склад рабкоопа. А в начале 80- х случился пожар. Купол и внутренние постройки сгорели. За  короткое время бесхозное здание превратилось в «помойку».

В настоящее время Свято-Никольский храм объявлен памятником архитектуры, ведется его восстановление.

18 ноября 1988 г. организована православная община «Никольский приход с. Кленовское». Располагалась она в приспособленном здании (бывший детский сад).  Настоятелем до марта 1995 года служил  иерей Анатолий Вычужанин.

А первыми певчими стали Анна Егоровна Егармина и  Анна Александровна Завьялова. 

С 20 марта 1995 года по 26 мая 1996 г. настоятель —  иерей Сергий Пылаев.

С  27 мая 1996 г. и по настоящее время служит в приходе иерей Александр Смирнов. 28 июля 1999 г. Никольский приход – реорганизован в МПРО «Приход во имя Святителя Николая с. Кленовское, Нижнесергинского района, Свердловской области, Екатеринбургской епархии, РПЦ, (Московский Патриархат).

В 1995г. с/советом было передано в пользование приходу  здание  (в котором и сейчас находится молитвенный дом), когда-то  церковно-приходской школы. При Советской власти здесь располагалась школа колхозной молодёжи, затем аптека. В 1995 г. силами настоятеля о. Сергия и прихожан здание было приспособлено под молитвенный дом. Была проведена только одна служба на архистратига Михаила, через несколько дней дом сгорел (очистился огнём). Восстановлением сгоревшего молитвенного дома в 1999 г. стал заниматься о. Александр. На ремонт здания у местной власти средств не была.. Восстанавливали всем миром,  большей частью  на средства прихожан.

19 декабря 2002 г. в день памяти святителя Николая Чудотворца состоялась первая служба.

19 августа 2004 г. в день Преображения Господня установлена церковная главка на кровлю нового молитвенного дома. 19 июля 2006 г. – освящён, Высокопреосвященнейшим Викентием, Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским, природный ключ Свято – Николаевский, находящийся в с. Кленовское.

И впервые за 77 лет — 7 июля 2012 г. в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна  прошла первая Божественная литургия в старом храме.

С 1996 года в храме проводит службы о. Александр — Смирнов Александр Борисович. Александр Борисович человек здесь не случайный.

Его дед 11 лет служил чтецом в Никольском храме. После закрытия церкви (в 1935 году) переведен г. Полевской и вёл службы в одном из храмов под именем диакона Феодота (на фото).

В 1938 был арестован за неуплату подоходного налога с храма в казну государству. Земной путь его закончился в одном из Тавдинских  лагерей в 1942 году.

Александр Борисович родился  в 1953 году с.Кленовском. Здесь же окончил полный курс средней школы. Два года служил в радиотехнических войсках Советской Армии. Затем поступил в Свердловский сельскохозяйственный институт и закончил его по специальности «ветеринария». После этого 11 лет работал по полученной специальности. В начале развала сельского хозяйства в нашей стране решил приобрести другую профессию, не менее необходимую людям. И, почти без раздумья, подал документы и поступил после сдачи экзаменов на 1-ый курс ЕПДУ (Екатеринбургское Православное Духовное училище), которое успешно закончил в 1998 году.

До окончания учёбы в ЕПДУ, был рукоположен в сан священника в 1996 году. И с этой поры служил на протяжении 15 лет в Екатеринбургском храме во имя свв.р. -апп. Кирилла и Мефодия. А, по совместительству, настоятелем в храме свт. Николая в нашем родном селе.

Семья о.Александра: жена – Смирнова Александра Лупановна, две дочери. Матушка Александра по образованию – педагог, много лет проработала в школе. Может потому, легко находит она общий язык с детьми и молодыми людьми, пришедшими в храм. К сожалению, на протяжении многих лет во многих семьях не прививалась христианская культура. И как часто приходится видеть, что человек, придя в храм, не знает как себя вести и стесняется обратиться за помощью. Матушка как будто чувствует это пока нерешительное стремление к богу. Сама подходит, учит, как правильно молиться и побеседует, и посоветует.  Она всегда доброжелательна, на всех у неё находится и время, и терпение.

 

В 2002 году при храме открыта воскресная школа для детей. С самого её основания преподаёт в ней Татьяна Ильинична Луткова. Дети в школе не только приобщаются к православной вере, но и получают всестороннее развитии: поют, танцуют, рисуют и т.д.

Один из первых выпускников Иван Пачурин целью своей жизни выбрал служение Богу: учится в Духовной семинарии.

Ученики воскресной школы на Рождественской ёлке

Имеется при храме и небольшая библиотека. Собирали её всем миром: что-то приносили прихожане, что-то покупалось на деньги прихода. Есть здесь и детские издания, и книги для тех, кто только вступил на путь православия, и литература более серьёзного характера. При желании каждый может найти что-нибудь почитать как для души, так и для самообразования.  Не один год хозяйкой этого книжного уголка была Анна Дмитриевна Завьялова.

Люди тянутся в храм, приезжают из окрестных деревень. Немалая заслуга в этом прежде всего служащих храма.

Вот уже 28 лет ( с организации православной общины в 1988 г.) служит казначеем Раиса Валерьяновна Житникова. А до этого без малого 26 лет проработала продавцом. За доросовестный труд награждена медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «Заслуженный работник торговли», не считая многочисленных Благодарностей и Почётных грамот.

Всех прихожан, даже если ты посетил храм однажды, Раиса Валерьяновна помнит по имени и за всех молится. И не смотря на больные ноги, да и здоровье уже не то, каждую субботу и воскресенье идёт в храм —  « здесь наше спасение».

Шестерых детей родила и воспитала Раиса Валерьяновна. Дочь – Любовь Борисовна Водовозова тоже трудится в храме – просфорницей. И хотя по специальности она товаровед, и до 1998 года работала продавцом, без её вкусных и сытных блюд, уже невозможно представить обеденную трапезу.

Кроме того ведёт Любовь Борисовна и всю документацию храма. В общем, работы хватает. Всё успевает, со всем справляется, и при этом всегда жизнерадостна и приветлива.

Водовозова Любовь Борисовна, Житникова Раиса Валерьяновна

С 2001 года служат в храме супруги Накаряковы: Елена Владимировна – певчая, Геннадий Иванович – главный помощник батюшке в алтаре. Семья очень дружная, всё делают сообща: вместе трудятся по домашнему хозяйству, вместе занимаются спортом. Вырастили троих детей, всем им дали возможность получить образование. Елена и Геннадий живут в д. Киселёвке и не оставляют без внимания своих односельчан. То, что немало киселёвцев стали посещать храм, есть и их немалая заслуга. Ведя здоровый образ жизни, они стараются привлечь к спорту и окружающих. Ну и, конечно, общественная жизнь родной деревни не остаётся для них в стороне. Помогают в организации праздничных мероприятий в клубе, выступают и в качестве исполнителей. Елена и Геннадий люди активные, жизнелюбивые, и хочется верить, что они ещё много сделают для возрождения православной веры на селе

Больше восьми лет в храме Мария Егоровна Нефёдова. Нелёгкая ей выпала судьба. Где только не пришлось ей поработать, но самая тяжёлая работа, по её словам, была в дорожном строительстве. Такая работа только для мужчин.

Мария Егоровна – ветеран труда, имеет немало поощрений, а вот ноги «надсадила». Но превозмогая боль, помогает служить в храме, а ведь нередко служба идёт почти всю ночь. И никогда не услышите вы от неё ни одной жалобы. Удивительно терпеливы наши русские женщины.

Нельзя обойти внимание и активистов храма. Вся хозяйственная жизнь храма на их плечах: это и уборка и оформление внутреннего помещения, благоустройство приусадебного участка. Занимаются они этим в свободное личное время.

Любовь Николаевна Вараксина, кроме работы, вот уже десять лет поёт на клиросе.

Зоя Никифоровна Деткова организатор, вдохновитель и непосредственный участник почти всех мероприятий в храме.

Тамара Владимировна Ермолаева – неутомимый помощник всем, где требуется помощь: будь то на кухне, или уборка в храме, или работа на участке.

Это благодаря их стараниям, территория у молельного дома превращается летом в цветочную сказку, а в храме всегда по-домашнему уютно.

Хочется пару тёплых слов сказать и о наших прихожанах из п.Ключевая: Булышевой Валентине Павловне, Азановой Нине Дмитриевне, Железновой Татьяне Николаевне, Завьяловой Валентине Ивановне, Горенок Галине, семье Мякушиных Евгении, Татьяне.

Каждое воскресение в любую погоду спешат они в храм.  И многие ключевляне знают, если нужна помощь – не откажут.

Свято – Никольский храм реставрируется, работы там много. Но живёт надежда, что вернётся к нему былое величие и примет он под свой свод всех желающих.

На службе

Прихожане

Воспитанники приюта  на воскресной службе

Крестный ход, на Престольный праздник «Николая чудотворца»

Крестный ход, на Престольный праздник «Николая чудотворца»

 

Ежегодный крестный ход  из Санкт-Петербурга

Крестный ход с иконой Табынской Божьей Матери

Наши гости. На Престольном празднике Николая чудотворца (летнего).

Паломничество.

Белогорская обитель

На Ганиной Яме

Восстановление храма.

Мощи святых

 

 

 

Вам может также понравиться...

1 комментарий

Добавить комментарий