Письма далекие и близкие
Автор: Егармин Валентин Фёдорович
В далеких уже 80-ых годах мы занимались историей нашего края. Писали письма известным краеведам, например, Аркадию Федоровичу Коровину, замечательному человеку, известному уральскому краеведу, который помогал в то время создавать школьные музеи краеведения.
Он давал советы. Один из этих советов и привел нас к нашему земляку Валентину Федоровичу Егармину. Как оказалось, он был младшим в семье Егарминых, о которых мы недавно рассказывали на сайте. Он написал нам несколько писем, которые сохранила за эти времена Ноговицына Тамара Яковлевна. За что ей премногая благодарность! Сегодня мы публикуем эти письма, чтобы ещё более обогатить наши представления о нашем крае. Они написаны в 1987 году.
Письмо №1. О Кленовском селе.
Название, по рассказам старожилов, дано в честь кленовых рощ, которых было немало в этих местах лет 350-400 тому назад. Когда первые жители, пришедшие из центральной России (где-то в середине 1600 года) начали обосновываться и строить дома у подножья горы Кленовой и других гор, главным строительным материалом, наряду с сосной и лиственницей, был клён. Ценное это дерево с годами было вырублено и его, пожалуй, сейчас не найдёшь.
Место было выбрано весьма удачно: наличие двух рек Бисерти и Пута и Большого ключа, который снабжал (и сейчас снабжает) всех жителей села. При этом вокруг были исключительно богаты флора и фауна, т.е. много хвойных и лиственных деревьев, лугов, а также множество зверей. Село протянулось от подножья Кленовой горы по Московскому тракту на 4 версты. Были застроены улицы возле трактовой дороги: Осиновка, Нижняя, Вересовка, Могилевка, Задувановка и другие. Правда, вокруг села очень мало хороших земель для выращивания хлеба. Этот фактор сегодня накладывает свой отпечаток на материальное и социальное направление совхоза и жителей села. Давно ставится учеными вопрос о том, что бы профилировать совхоз «Кленовской» на молочно-мясное направление. А хлеб и белковые травы выращивать на фураж, т.е. на различные корма для животных. Надо сказать, попутно, что задача до сих пор не выполнена до конца. Не случайно предки Кленовой продавали не хлеб (в основном), а мясо и масло.
Село Кленовское в Красноуфимском уезде Пермской губернии было самой большой волостью. К Кленовской волости принадлежало около 23 деревень. Вначале на высоком месте была построена «всем миром» деревянная церковь. Но, примерно, через столетие построена большая, каменная с колоннами. Строили её так же всем миром, но под руководством итальянских строителей в количестве пяти человек. Церковь эта представляла редкую по красоте архитектурную ценность. На огромной колокольне было 17 колоколов разного размера и в период различных религиозных праздников они звенели на разные мелодии на всю округу. Например, каждое воскресенье самый большой колокол звенел «К заутрене» и слышно было его за 8-10 верст.
Очень ярко выражалась в селе классовое расслоение. Богачи (кулаки) имели лучшие земли под пашни и луга. Бедные суглинки, галечные земли доставались беднякам. Хлеба им, обычно, хватало до ползимы, затее они уходили на заработки.
Была в Кленовой в XVII и половине XVIII веков пересыльная тюрьма. Она помещалась на трату «в хуторе». Это на правой стороне тракта, почти за километр до конца села, недалеко от татарской дороги. Здесь останавливались колонны ссыльных (колодники), закованных в цепи. В течении, примерно двух дней, заключенные жили в домах-бараках, в которых были два ряда нар. Ремонтировали обоз, ковали коней, ссыльные чинили одежду. Что интересно: в период стоянки жителям Кленовского разрешалось кормить ссыльных, и каждый старался давать различную стряпню, молочные продукты. Обессиленных и умирающих колодников отдавали жителям села по желанию. Их списывали.
Один из таких политических ссыльных по фамилии Коршунов Антон был отдан в безнадежном состоянии молодой вдове Феденевой Акулине. Она с трудом выходила его и у них родились два сына: Антон и Николай. Николай (это мой дед) был писарем волости. У него было 7 сыновей и 4 дочери. Одна из них, Анна Николаевна Егармина (в девичестве Феденева), моя мать. Сегодня из живых двое: Екатерина Николаевна Феденева живет на ст.Ключевая, и Анатолий живет, где-то на Волге.
Дед мой,Николай, заступался за бедных. И когда после Октябрьской революции зашли в село белые, его вместе со старшим сыном Николаем расстреляли. Остальные сыновья, почти все, были крупными партийными и хозяйственными деятелями. Например, Андрей, был секретарем Магнитогорского горкома партии. Он был репрессирован и расстрелян в узурпаторские времена культа личности Сталина. Затем, реабилитирован и было восстановлено его доброе имя.
Письмо №2. О себе, брате Иване Федоровиче и сестре Галине Федоровне.
В семье моей матери Анны Николаевны и отца Федора Григорьевича Егарминых было трое детей:
Иван-1908 г.
Галина-1913 г.
Валентин-1914 г.
(это я)
Мой отец, Егармин Федор Григорьевич, был участником первой империалистической войны. В первые годы Советской власти отец вступил в коммунистическую партию и возглавлял партизанский отряд. Комиссаром был Дедков Николай Петрович (в годы войны 1941-45 гг. был председателем колхоза в с.Кленовской,о его родном брате Дедков Тимофей Петрович).
Мать умерла в 1919 г., а отец в 1922 г. Я воспитывался у чужих. У них пас коров, водился с детьми. В 1927 г. убежал в г. Свердловск и беспризорничал до 1931 г. Потом учился и жил в детдомах. По примеру старшего брата, Ивана, рано пристрастился к журналистике и стал работать в редакции «Уральский рабочий». Затем, после окончания Высшей партийной школы работал редактором районных, городских и межрайонных газет. Работал 5 лет в Свердловском обкоме КПСС руководителем пресcцентра. Сейчас на пенсии. На фронте был недолго, до апреля 1942 г., воевал под Москвой. Будучи негодным к строевой, был призван в г.Свердловск в органы внутренних войск. С 1945 г. снова на журналистской работе.
А вот о брате моём, Иване Федоровиче, стоит рассказать. Он был журналист. Воевал с первого до последнего дня войны. В 22-й Уральской армии был политруком, а затем редактором дивизионной газеты. На фронте Иван вел дневники. Это очень интересные записи, представляющие для истории Великой Отечественной войны большую ценность. Эти «Дневники, пришедшие с войны» я, после смерти Ивана, опубликовал в газете «Уральский рабочий». Вместе с этим письмом посылаю снимки, на которых запечатлены подполковник Егармин И. Ф. и маршал Советского Союза Г.К.Жуков. Также посылаю несколько фронтовых газет, которые на фронте редактировал Иван.
Иван был известным журналистом Урала. Он выпустил несколько книг о молодежи Урала. Он был руководителем литературного объединения молодежи Урала. В 1928 г. Он сопровождал поэта В.В.Маяковского по Свердловску.
В 1934 году мой брат Иван подарил Кленовской библиотеке свою личную богатую библиотеку (около 140 книг разных изданий).
Сестра Галина во время войны была секретарем партийной организации в с.Кленовском.
Письмо №3. О помещике Серебрянникове.
Помещик Серебрянников был по-своему интересной личностью. Он разыгрывал из себя либерала и приспособился к демократическому направлению, хотя имел лучшие земли и мельницу. Он открыто крестьян не обижал, многим помогал хлебом, деньгами. С крестьянами говорил о свободе, осуждал царские законы. Однако, как услышал об Октябрьской революции, то быстро куда-то уехал. Говорят, что в Париж. Он дружил с помещиком Голубцовым, который проживал в с.Александровском под Красноуфимском. Моя мать девушкой служила у Серебрянникова горничной. Дом его (где сейчас школа) был очень красив и богато убран. У Серебрянникова было много работников. Не разбираясь в сущности эксплуатации, отдельные крестьяне нахваливали его и называли: «Наш барин».
Свежие комментарии