Завьялов Николай Яковлевич

Автор: Гасников Вячеслав Георгиевич

Завьялов Николай Яковлевич 05.12.1930 г.р., с.Кленовское, Бисертский р-н, Свердловская обл.


Первой послевоенной дизель-электрической подводной лодкой стала самая массовая в ВМФ СССР ДПЛ проекта 613. Проект явился развитием ПЛ среднего водоизмещения проекта 608, разрабатывавшегося в 1942-1944 годах. Интересна предыстория проекта 613.

30 июля 1944 года в Финском заливе была потоплена немецкая субмарина U-250 типа VIIC. Затонувшую на глубине 27 метров лодку в октябре подняли и отбуксировали в Кронштадт. Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов в январе 1945 года издал приказ , в соответствии с которым прекращались работы по проекту 608 и начиналось создание проекта 613, который должен быть основан на конструкции немецкой лодки, но с некоторым увеличением водоизмещения с 770 до 800 тонн. После окончания войны советские специалисты ознакомились с недостроенными германскими «электролодками» типа XXI, которые были захвачены на верфях Данцига. Весной 1946 года из Великобритании были получены четыре достроенных лодки типа XXI. Результатом морских испытаний этих кораблей стало полное изменение технического задания по проекту 613 в августе 1946 года, а тип XXI был взят за основу нового варианта проекта основной советской послевоенной подлодки.

Строительство подводных лодок проекта 613 велось с 1950 по 1957 годы. Всего было построено 215 подводных лодок, из них 115 — в Горьком на заводе № 112 «Красное Сормово», 76 — в Николаеве на заводе № 444 «им. Носенко», 19 — в Ленинграде на заводе № 189 «Балтийский завод им. Орджоникидзе», 7 — в Комсомольск-на-Амуре на заводе № 199 «им. Ленинского Комсомола». Темпы строительства были очень высоки. В среднем каждые пять дней флот получал новую подводную лодку. Годовое производство доходило до 73 единиц. В процессе постройки в проект часто вносились изменения.

Завьялов Николай Яковлевич служил на Северном Флоте с 1949 г. по 1953 г. на подводной лодке С-80 проект 613 заводской номер 801 старшим матросом. 21.10.1950 г. заложена на эллинге судостроительного завода №112 «Красное Сормово» им.А.А.Жданова в г.Горьком, как головная средняя подводная лодка проекта 613. 19.05.1951 г. Спущена на воду, экипаж временно подчинен 101-й отдельной бригады средних подводных лодок ВМФ. Летом 1952 года по внутренним водным системам переведена в г.Молотовск (Северодвинск) на сдаточную базу завода для прохождения сдаточных испытаний. 31.12.1951 г. вступила в строй. 10.01.1953 г. включена в состав 96-й бригады 33-я дивизия подводных лодок Северного Флота с базированием в Екатерининской гавани г.Полярный.

Как же добирались подводные лодки из г.Горького (Нижний Новгород) до Мурманска и г.Полярный.

Отправление из Белого моря. По Беломоро-Балтийскому каналу плывём с ветерком до Онежского озера. Канал соединяет Белое море и Онежское озеро. Общая протяжённость — 227 км, имеет 19 шлюзов. Далее из Онежского озера отправляемся по Волго-Балтийскому каналу. Преодолеваем ещё 368 км через реку Вытегру, водораздельный канал, Белое озеро, Череповецкое водохранилище и Шексну. Из Онежского озера в Рыбинское водохранилище.Из Рыбинского водохранилища вниз по Волге до Нижнего Новгорода.

Экипаж подводной лодки, которая приплыла в г.Полярный. Н.Я.Завьялов указан стрелкой

На фото часть экипажа подводной лодки в г.Полярный

Завьялов Н.Я.(справа) с друзьями из своего экипажа

В конце 1951 года он поздравляет своих родных с Новым 1952-м годом.

На пути следования из г.Горький (Нижний Новгород до г.Полярный) старший матрос Н.Я.Завьялов попал в какую-то аварийную ситуацию, связанную с отравлением то ли дыхательной системы, то ли желудочно-кишечного тракта. Это следует из того, что уже с 09.06.1953 г. по 18.06.1953 г. он находится в 37-м военно-морском госпитале г.Ломоносова, а затем до конца августа 1953 года в военно-морском госпитале г.Ленинграда. После излечения его комиссуют. Он возвращается домой.

Из жизни ушел рано, в 37 лет.

За время службы он полюбил море.Сохранилась тетрадь с его любимыми стихами и песнями, когда он лежал в госпиталях г.Ломоносова и г.Ленинграда. Вот некоторые из них.

За тех кто в море

За тех, кто в этот день и час
Не за одним столом, не с нами,
Кто шторм встречает каждый раз,
Крутыми проходя волнами!

Кто бороздит морскую гладь,
Под красным вымпелом в дозоре,
О ком по совести сказать:
«Наш тост за них, за тех кто в море!»

У нас на флоте повелось
Когда мы все с друзьями в сборе,
То поднимая первый тост,
Мы говорим: «За тех, кто в море!»

За тех кто вышел в океан,
Кто в Черном море или Белом,
Идет сквозь бури и туман
В порыве ревностном и смелом.

За тех, кто может не придет,
Когда же вновь к причалу встанет,
То добрым словом, в свой черед,
Ушедших навсегда помянет.

Когда придёт похода час,
И станут дни и ночи жарки,
Тогда товарищи за нас,
На берегу поднимут чарки.

От этой мысли нам теплей
И где бы ни был ты в просторе,
На землях Родины твоей
Друзья поют: «За тех, кто в море!»

Песня «Родные берега» МУЗЫКА: ЕВГЕНИЙ ЖАРКОВСКИЙ СЛОВА: НАУМ ЛАБКОВСКИЙ 1948 г.

P.S. Поздравим давно ушедшего из жизни моряка, нашего земляка, защищавшего нашу страну на берегах северных морей.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий