100-летию первого гражданского перелета на тяжелом бомбардировщике «Илья Муромец» по маршруту «Сарапул – Екатеринбург»

Автор: Краеведческий музей г.Сарапула

2 сентября 1920 года был совершен авиаполет по первой разработанной воздушной линии Сарапул-Екатеринбург-Сарапул.

Гражданский перелет в Екатеринбург в 1920 году был первой удачной попыткой освоить новый маршрут. Маршрут большой. В полете возникли технические проблемы. Из-за отказа двигателя у самолета «Илья Муромец» в селе Кленовское была совершена незапланированная вынужденная посадка. В течение восьми дней, пока не подвезли новый мотор, самолет «Илья Муромец» находился на нашей территории. Вот таким образом Кленовское приняло участие в создании нашего пассажирского авиационного флота.

Немного информации о тех кто прокладывал эти воздушные линии.

ВОЗДУШНЫЕ КОРАБЛИ «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»

Началась эта история более 100 лет назад…

В 1913 году русский изобретатель Игорь Иванович Сикорский (1889-1972) ПЕРВЫМ В МИРЕ сконструировал тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик и пассажирский самолёт «Илья Муромец».

И.И.Сикорский

«Илья Муромец». 1914 год. Фото: Public domain

В феврале 1914 года И.И.Сикорский совершил полет на 4-х моторном корабле «Илья Муромец» с 16 пассажирами на борту.

Те самые 16 человек, собака и Игорь Сикорский перед рекордным полётом. 1914 год. Фото: Public domain

С началом Первой мировой войны все построенные самолёты вошли в состав Императорского военно-воздушного флота и успешно применялись в качестве бомбардировщиков и разведчиков на фронте.

«Илья Муромец» на фронтовом аэродроме. 1915-16 годы. Фото: Public domain

Отгремела Первая мировая, а за ней и Гражданская война. «Илья Муромец» стал первым пассажирским самолётом молодой Страны Советов, выполнив в 1920 году полёты по маршруту Сарапул — Екатеринбург — Сарапул.

Первый гражданский перелет был осуществлен в Советской России по маршруту Сарапул — Екатеринбург 2 сентября 1920 года.

Алексей Васильевич Панкратьев возглавлял дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец», расквартированный в городе Сарапуле в 1919 году.

А.В.Панкратьев (1888-1923) военный летчик, командир «Ильи Муромца II»

Здесь были организованы первые в России курсы летчиков тяжелой авиации. Почему первые? В царское время, когда существовала эскадра воздушных кораблей, там тоже была школа, в которой шло обучение. После революции все основные специалисты эмигрировали, осталось всего несколько человек, преданных своему делу, патриотов своей страны. Именно они и организовали курсы. Можно смело утверждать, что многие советские летчики начинали свой путь в авиацию в Сарапуле.

Кроме обучения, здесь занялись и разработкой воздушных линий. Гражданский перелет в Екатеринбург в 1920 году был первой удачной попыткой освоить новый маршрут. Но была и неудачная — зимой 1920 года по маршруту Сарапул — Москва. Разработка авиалиний — это не просто снарядили, сели, полетели. Это обустройство промежуточных аэростанций, обеспечение горючим, подготовка взлетной полосы. Поражает одержимость, смелость и настойчивость, с какой летчики прокладывали воздушные пути. До Москвы они не смогли добраться, преодолели только половину маршрута, но опыт был приобретен громадный.
Из Сарапула в мае 1920 года несколько воздушных кораблей вылетали на фронт сражаться с войсками Врангеля. Кстати, это был последний боевой вылет «Ильи Муромца» в качестве военного самолета.

Кто же были эти ГЕРОИ НЕБА?

Башко Иосиф Станиславович (1889-1946)

Военный летчик, командир «Ильи Муромца». В годы 1-й мировой войны совершил более 80-ти боевых вылетов.

Панкратьев Николай Васильевич (1900-1981)

Военный летчик, командир корабля «Илья Муромец IV»

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980)

Полярный летчик. Служил в дивизионе шофером. Именно здесь у него появилось желание стать летчиком. В 1934 году совершил подвиг, спасая людей с затонувшего корабля «Челюскин».

Спирин Иван Тимофеевич (1898-1960)

Полярный летчик. Его летный путь начался в Сарапуле.

Когутов Иван Львович (1883-1963)

Во время 1-й мировой войны штабс-капитан. В сентябре 1919 года назначен помощником командира дивизиона. Именно на него легла основная нагрузка на перелет Сарапул-Екатеринбург-Сарапул.

Романов Владимир Александрович (1889-1946)

Военный летчик, Георгиевский кавалер, единственный из служащих в Дивизионе в сарапульский период участник четырех войн: 1-й мировой, Гражданской, Финской, Великой отечественной.

P.S.

Для справки

Размах крыла самолета «Илья Муромец» конструкции Сикорского был равен 32 метрам, а полная площадь крыла составляла 182 квадратных метра. Все основные детали самолета были сделаны из дерева. Верхнее и нижнее крылья собраны из отдельных частей, соединенных по разъемам.

Уже 12 декабря 1913 года самолет установил рекорд грузоподъемности (предыдущий рекорд на самолете Соммера составлял 653 килограмма).

А 12 февраля 1914-го в воздух были подняты 16 человек и собака общим весом 1290 килограммов. Пилотировал самолет сам Игорь Сикорский. В демонстрационных целях самолет совершил много полетов над Петербургом и пригородами. Целые толпы собирались, чтобы посмотреть необычайно большой для того времени самолет. Сикорский был уверен в своем самолете и пролетал над городом на небольшой для того времени высоте — всего 400 метров. В то время пилоты одномоторных самолетов избегали полетов над городами, в случае отказа двигателя вынужденная посадка в городских условиях могла оказаться роковой. На «Муромце» было установлено 4 мотора, поэтому Сикорский был уверен в безопасности самолета.

Остановка двух из четырех моторов еще не обязательно должна была заставить самолет опуститься. По крыльям самолета во время полета могли ходить люди, и это не нарушало равновесия «Ильи Муромца». Выход на крыло во время полета проделал сам Сикорский, чтобы убедиться, что при необходимости летчик сможет заняться ремонтом мотора прямо в воздухе. На тот момент это было совершенно новым и производило большое впечатление.

Именно «Илья Муромец» стал первым пассажирским самолетом. Впервые в истории авиации у него был отдельный от кабины пилота салон, со спальными комнатами, отоплением, электрическим освещением и даже ванной с туалетом.

Источник: http://udmpravda.ru

Читайте также:

Добавить комментарий