Огородников Алексей Иванович

Автор: Колмакова Надежда Васильевна

Огородников Алексей Иванович 1925 г.р., д. Киргишаны Нижнесергинского района Свердловской обл..

Управленческий округ Западный управленческий округ
Муниципальное образование Кленовское сельское поселение
Фамилия Огородников
Имя Алексей
Отчество Иванович
Дата рождения 28.05.1925 г.
Дата смерти 02.10.1977 г.
Награды
Место захоронения п.Ключевая Нижнесергинский район Свердловская область
Биография В Отечественной войне с конца 1942 года. Служил до 1949 года в том числе и в г.Москва. Рядовой, водитель ГАЗ — АА. В составе Ленинградского фронта перевозил продовольствие и топливо по «Дороге жизни» в блокадный Ленинград.
Огородников Алексей Иванович, 1947 г.
  • Родился в 1925 г в деревне Киргишаны Нижнесергинского района.
  • Отец – Огородников Иван Николаевич, мать – Огородникова Анна Егоровна (урождённая Шашмурина).
  • В семье было шестеро детей:
    Константин,
    Степан,
    Варвара,
    Алексей,
    Мария,
    Александр.
  • Отец, Иван Николаевич, умер рано в трудные годы коллективизации. Конечно, семья жила трудно. Алексей учился в школе четыре года. Он и его сестра Варвара работали на подсобном хозяйстве в Нижних Сергах
  • В конце 1942 года был призван в Армию. По «дороге жизни» доставлял продовольствие, топливо в блокадный Ленинград. Он редко вспоминал о войне, о том, что водители «полуторок» постоянно рисковали уйти под лёд или стать жертвой вражеских обстрелов. После войны служил в Москве. Демобилизовался через семь лет после призыва.
  • Жил в г. Красноуфимске, работал на железной дороге в депо. Вступил в профсоюз, занимался общественной работой. Женился на Ружниковой Надежде Георгиевне. В марте 1956 года со своей семьёй, в которой было четверо детей, приехал работать в п. Ключевая. Работал в леспромхозе на разделке хлыстов. Позже был направлен на курсы мастеров, которые окончил успешно. Долгое время работал мастером на нижнем складе. За добросовестный труд был награждён Почётными грамотами.
  • Умер в 1977 году.

 

Дорога жизни — 30 километров по тонкому льду

Ленинград был взят в кольцо. Необходимо было проложить дорогу от Ленинграда до Кобоны — деревни на другом берегу Ладожского озера. Осенью эвакуированных ленинградцев переправляли на баржах. Зимой решено было прокладывать трассу прямо по льду. Это должна была быть дорога шириной в 10 метров с пунктами обогрева через каждые 5 километров. Но суровые условия вносили свои коррективы. Озеро не замерзало полностью, в декабре толщина льда в некоторых местах была не больше 3 сантиметров. Трассу прокладывали по принципу наименьших глубин — там лед прорывался реже. Так осенью 41 -го появилась военно-автомобильная дорога №101. Первый конно-транспортный батальон отправился по ней 21 ноября. Он привез в город 63 тонны муки. Начало было положено. По мере того, как лед креп, по этому маршруту начали ездить и грузовики. Уже 22 ноября со стороны Ленинграда отправились первые 60 машин. На следующий день они вернулись в город с продовольствием. Но риск оставался всегда. Водители не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть. Только в первую зиму под лед ушло около тысячи грузовиков. 22 ноября 1941 года попытались начать перевозки по льду Ладожского озера, лед был очень нестабильным, на лед выходили только лошади, и если выходили полуторки-машины, то очень много их ушло под воду, грузили продовольствия на них очень мало. Дорога жизни стала спасением для многих ленинградцев, которые отправились в эвакуацию — по льду Ладожского озера удалось вывезти больше 500 тысяч человек. На Дороге работали несколько тысяч, а по некоторым данным, десятки тысяч человек. Это и водители, и механики, и те, кто прокладывал путь и занимался разведкой льда, и регулировщики, которые отправляли колонны наиболее безопасными маршрутами. Каждый день они подвергали опасности свои жизни, рискуя или уйти под лед, или стать жертвой вражеских обстрелов. Фашисты использовали авиацию и артиллерию, чтобы уничтожить машины и грузы и разрушить трассу. Дорога жизни позволила не только снабжать Ленинград продовольствием, но и боеприпасами, и переправлять живую силу — как в Ленинград, так и из города. Никто не знает, сколько людей погибло на Дороге жизни — от обстрелов или на тонком льду. Машины — легендарные «полуторки» ГАЗ — доставали со дна озера еще несколько десятилетий после окончания войны. Теперь бронзовая копия такой машины стоит на берегу Ладожского озера как памятник подвигу, который изо дня в день совершали обычные люди на военно-автомобильной дороге №101.

Оставьте комментарий