Воспоминания о работе Афанасьевского леспромхоза

Автор: Сикерская Валентина Владимировна

Воспоминания о работе Афанасьевского леспромхоза начальника Планово – экономического отдела и отдела труда и заработной платы Сикерской Валентины Владимировны.

Проработала я в леспромхозе 43 года.Переведены наши группы были в Талицкий лесотехникум после окончания 1 –го курса Бежетского лесотехникума Тверской области на Урал за 2500 км от дома. На Урал возлагалась особая ответственность по обеспечению страны лесом, т.к. лесосырьевая база Тверской области уже была истощена. Техникум стал называться машиностроительным.После окончания Талицкого Лесотехникума Свердловской области в 1958 году 115 выпускников были распределены по Свердловской области. Нас 5 человек направили в Афанасьевский леспромхоз(ЛПХ). Вот так я оказалась в Малиновском лесопункте Афанасьевского ЛПХ. Работу начала десятником на приёмке сортиментов. Директором леспромхоза был Миловцев Александр Михайлович, главным инженером Витькин Иван Павлович, начальником Малиновского лесопункта — Таран Михаил Тимофеевич, потом Леханов Иван Иванович, Зонов Н.И., Джоган В,М., Южанинов В,В., Вшивков В.А., Техноруки : Рябов А. Сергеев Н,И., Ахмадиев А,Г. На заготовке леса работало 3 мастерских участка. Мастерами работали: Летов В., Черепанов И,Ф., Герасимов Г.Г., Крохолев В.М., Бусыгин А.Г., Бажутин И.Ф., Зонов Н.И., Зонов А.Н., Нуриахметов Н.Старшие механики — Максимов Н.П., Сударев И.Т., Лыков И.Ст., Ахмадиев А.Г.

Хлысты разделывали в лесу на сортименты электропилами ЦНИЧМЭ К-5,на трелёвке трактора ТДТ–40 и ТДТ– 60,сортировали лошадьми, кое где тележками. Сортименты вывозили на нижний склад п. Ключевая и к сплаву.В весенний период бездорожья заготовку леса производили в районе реки Чекалда.В п.Малиновый на р. Чеколде была построена плотина и лес сплавляли по реке до Афанасьевского лесопункта, который находился на Афанасьевском разъезде. Малиновский лесопункт выполнял большую часть объёмов заготовки древесины Афанасьевского ЛПХ.

Посёлок строился. Быстро шло жилищное строительство. Леспромхоз, для рабочих, собирал щитовые дома. Выросла улица из собственных домов рабочих. Жили весело и дружно. Когда надо было поднять дом на «помочь» собирались родные и друзья и дом вырастал на глазах. Были построены клуб, детсад, столовая, школа, магазины. Было много молодёжи, только детей больше 530 человек в том числе учеников в 2-х школах (начальной за рекой и 8– летней) 330 человек. До 1963 года на Малиновском лесопункте работала начальная школа, где обучались учащиеся до 4 класса. С пятого класса детей отправляли учиться в школу – интернат п. Ключевая и другие школы. Это крайне неудобно было для родителей и детей. Начались увольнения рабочих. Оригинальное решение принимает директор Афанасьевского леспромхоза Таран Михаил Тимофеевич. Он ставит вопрос о строительстве нового здания школы в посёлке Малиновый на совещании с аппаратом и бригадирами. Решили немедленно начать строительство школы. Выбрали здание общежития построенного в 1961 году(его эксплуатировали всего один год). Перебрали по списку всех работающих на лесозаготовках, кто мог работать в строительстве, и перевели их на строительство школы.В 1963 году школа уже приняла первых учеников с 5 по 8 классы. В дальнейшем решается вопрос о строительстве восьмилетки и в 1967/68 годах было построено другое здание, большой площадью и школа принимает детей с 1 по 8 классы. Это так же частично решило и проблему кадров на лесопункте. В клубе проводились танцы, работал кружок художественной самодеятельности.

В лесу трудились бригады вальщиков леса Малиновского лесопункта:Бригадиры – Текменжи., Феденёв Н., Тюф Г., Леонтьев И., Плотников П., Юксеев В., Юксеев Н. На валочных машинах ЛП -19 трудились Черепанов П.И., Рогожников М.В., Сабуров В.Сучкорубными машинами управляли Бусыгин В.А., Кабаев И.На бесчокерных тракторах ЛП–18 работали Рогожников В. , Страузов В., Сарычев. На погрузке хлыстов — Обожин И, Летов И.В., Савчук П. Килин М.Бульдозеристы: Рогожников Ф.,Азанов С.Крашенинников Н., Шароглазов Н.Электроэнергию в лесу вырабатывали электростанция ПЭС–12-200,в посёлке Малиновый 2–КДМ, потом «Шкода», свет горел с 7 часов утра, до 24 часов ночи.

Внедрение электропил, тракторов на верхнем складе, определило рождение нового метода – вывозки леса в хлыстах. В 1961 году Афанасьевский леспромхоз перешёл на хлыстовую вывозку и разделку на нижнем складе п. Ключевая. На разгрузке хлыстов применялась трособлочная система. А на же применялась и на погрузке на автомашины. На нижнем складе она существовала не одно десятилетие.

В начале 1961 года муж (Сикерский Василий Григорьевич) получил лесовозную автомашину и нас перевели в Ключевую. С 1962 года я работала инженером по нормированию в цехе Лесовозной дороги п.Ключевая, а с 1972 года меня перевели инженером экономистом в Планово – экономический отдел (ПЭО) ЛПХ в Ключевую. Начальником ПЭО была Горошникова В.И., статистом Рыбальченко А.Я., но через 10 дней, по семейным обстоятельствам, Горошникова В.И. увольняется и меня назначают исполняющим обязанности начальника ПЭО, а потом и начальником отдела. Конечно, то что я знала всё производство, кроме того у меня были круглые пятёрки в аттестате и дипломе по математике мне это всё помогало в работе. Счётная техника была только счёты и арифрометр. Расчётов приходилось производить за день очень много. 50% действий я делала в уме, даже потом все проценты считала в уме, быстрей счётной машины. Трижды меня отпровляли на курсы повышения квалификации, дважды в г. Москву и в г. Свердловск.

В это же время Афанасьевский леспромхоз наращивал объёмы производства(тыс.м3)
1950г.-71тыс м3
1955г.-168 тыс м3
1960г.-311 тыс м3
1965г. – 406тыс м3
1970 г.-401 тыс м3
1975г.- 366 тыс м3
1980г.-225 тыс м3

1985г.-177 тыс м3

Средняя заработная плата в Афанасьевском леспромхозе ( в рублях).

По годам По стране (в рублях) По ЛПХ (рублях)
1970 122 140
1975 146 179
1980 169 170
1985 190 202
1990 270 265

В 1962 году Таран М.Т. перевели заместителем директора Афанасьевского ЛПХ, а затем назначили директором. Главным инженером был Киреев Н.Д., затем Вакула П.Н. Нужно отметить, что в этот период строились полуавтоматические линии (ПЛХ) – 5 штук, вёлся монтаж кранов – ККУ и ККС- 5 штук, строились цеха переработки – шпалоцех, тарный цех, цех по производству технологической щепы.

В обязанности леспромхоза входило строительство и содержание лесовозных дорог – Юлаевской, Контугановской, Ольховской. Строился п. Ключевая и вся его социальная сфера: здания школы, больница, клуб, магазины, почта, пекарня, швейная мастерская, контора ЛПХ.

Наш отдел (ПЭО) принимал сводки со всех лесопунктов (Ключевского лесопункт, Малиновский лесопункт, Афанасьевский лесопункт.)ежедневно, где была отражена вся работа ЛПХ за день и за каждый месяц, на 4 страницах в 5 экземплярах доводилась до всех отделов,где были отражены все объёмы по видам продукции, сортименты, планы по всем лесопунктам, расстановка рабочих, работа механизмов, погрузка вагонов.Сводка в 9 часов уже была у всех начальников отделов. Собирала её Рыбальченко А.Я. Проводились планёрки утром и вечером. Инженерно-технические службы (ИТР) обязательно ждали рабочих из леса, сразу решались вопросы по ремонту техники и другие производственные дела.Подготовка кадров велась в основном на самом предприятии. Все стенды отдела главного инженера, главного механика были увешаны плакатами новой техники. Проводились занятия по изучению механизмов с механизаторами, велась подготовка кадров на курсовых базах, даже на курсах в самом посёлке. Работала вечерняя школа, где рабочие повышали своё образование. На предприятии велась постоянная работа по изучению ГОСТОВ для улучшения качества, увеличения выхода деловой древесины. Весь аппарат ИТР ЛПХ сдавал экзамены по знанию ГОСТОВ и правил по технике безопасности, а так же сдавали экзамены бригадиры, станочники, операторы.

Категорические требования выполнения плана вынуждали руководителей организовывать вывозку леса в распутицу, автомобили с хлыстами сопровождали трактора. В последствии создавались запасы хлыстов у дорог. Совершенствуя технологию запаса хлыстов на нижнем складе в 1964 году построили кабель кран КК- 20. С 1971 года в лес поступает новая техника, трактора ТТ-4, челюстные погрузчики, с 1975 года бесчокерные трактора ЛП–18, сучкорезные машины СМ–2 и Л -72, валочные машины ЛП–19. Одновременно улучшаются условия труда и быта на рабочих местах, устанавливаются обогревательные будки и бочки, в них рабочие в тепле могли отдохнуть, посушить спецодежду. Для приготовления горячей пищи организовываются котлопункты на всех лесопунктах.

По результатам социалистических соревнований бригады и экипажи Афанасьевского ЛПХ неоднократно занимали призовые места среди других леспромхозов объединения «Свердлеспрома». По итогам каждой пятилетки рабочие и руководители награждались медалями и орденами. На рабочих местах ежедневно заполнялись показания объемов производства бригад, экипажей. Вёлся учёт показателей по всем бригадам, экипажам за месяц, с начала года и с начала 5-летки, где отражалась производительность на человека /день, на машину / смену, зарплату на человека /день по 24 бригадам в лесу, 28–экипажам, 22 – бригадам на нижнем складе. В этот же период вся страна была на подъеме. Железная дорога вагонами по плану не обеспечивала. Лес не железо, срок хранения не большой, часть деловой древесины, в некоторые годы, приходилось переводить в дрова, но это не больше 1%.Афанасьевский ЛПХ неоднократно ставил вопрос с просьбой передачи участка железной дороги от станции Красноуфимск до станции Дружинино от Горьковской железной дороги Свердловской железной дроге. Но этот вопрос так и не решен до сих пор.

Ежеквартально по лесопунктам проводились проверки членами балансовой комиссии, намечались мероприятия по улучшению производственно экономических показателей. В состав «Балансовой комиссии» входили директор ЛПХ, главный инженер, главный механик, начальники производственных отделов, секретарь парткома, председатель рабочего комитета.

В объединение «Свердлеспром» по каждому квартальному отчёту составлялась объяснительная записка, а так же намечались мероприятия по улучшению работы леспромхоза. При не выполнении планов и ухудшений экономических показателей по леспромхозу проводилась Балансовая комиссия объединения «Свердлеспрома». Все платежи с потребителями шли через банк. Банк контролировал и расход зарплаты. Зарплата выдавалась в пределах норматива 25-27 копеек 1 рубль товарной продукции. При перерасходе зарплаты предприятие должно было его перекрыть в течении следующего периода. Банк контролировал сокращение ИТР (инженерно технических работников), расходы на капитальное строительство. При перерасходах средств руководители наказывались.

На основании приказа по Министерству лесной промышленности СССР и приказа по объединению «Свердлеспром» в 1970 году было объединено и ликвидировано 12 предприятий, а в 1976 году Афанасьевский леспромхоз стал филиалом, передаётся в Красноуфимский ЛПХ, был в составе его до 1986 года. Лесосырьевая база была уже истощена. Лес приходилось возить на большие(до 70 км) расстояния. Лесное хозяйство пыталось под рубки отводить переспелые перестойные лесосеки. Выход деловой древесины за весь период снизился на 12%, т.к. в лесофонде большой процент пихты, осины, липы и не было сосновых лесов. Некоторые лесосеки были с выходом деловой древесины 52-56%. Такой лес был явно убыточным для леспромхоза. Если учесть, что себестоимость 1 куб. метра – 25 рублей, а отпускная цена одного кубического метра дров – 3 рубля. Часть хлыстов вывозили в Красноуфимск на нижний склад КЛПХ. Объёмы производства начали снижаться, что видно из следующей таблицы.

В 1977 году было очень сухое лето. Из-за недостатка вагонов создался большой остаток дров, и часть готовой продукции были уничтожены пожаром. 12 сентября 1977 года сгорели 4- полу- автоматических линий, 4- крана ККС и ККУ, тарный цех, цех щепы, пилорама, окорочный. Это бедствие отразилось на работе всего предприятия. Рабочих стали возить в Красноуфимск организовав там на нижнем складе дополнительные смены в цехах переработки. Люди не верили в восстановление леспромхоза. Резко увеличилась текучесть кадров. В это время строились новые ЛПХ на севере.

Директором филиала был Таран Михаил Тимофеевич, главным инженером Зорин Константин Иванович. Директором Красноуфимского ЛПХ – Макагон А.Т., главным механиком Тепляков Л.В., главным инженером Утехин Ю.А.Было проведено срочное совещание всех ИТР леспромхоза и филиала, разработаны графики восстановления объектов. Рабочим по каждому объекту доводился наряд задание, срок выполнения и премирование за качественное и своевременное выполнение. Снабженцы так же ежедневно получали задание по обеспечению материалами. Начальником Ключевского лесопункта был Сажин Евгений Фёдорович, техноруком-Молоков Александр Павлович, механик – Клепалов Михаил Петрович, инженер по новой технике – Максимов Николай Павлович. На восстановлении работали бригады Безматерних Владимира Семёновича, Леханова Виталия Ивановича, Сушкова Михаила Васильевича, Ковинова Василия Михайловича, Аликина Н.И. Одну ПЛХ при пожаре – отстояли. К декабрю месяцу была пущена 2-ая ПЛХ, шпалоцех, пилорама, 2 крана ККУ. В следующем 1978 году вошли в строй и другие объекты.

Не могли перенести этих трудностей и руководители. Уволился Вакула П.Н.-главный инженер, Таран М.Т.— директор, Зорин К.И.— начальник ПТО, Чайников В. – старший инженер ПТО, Сударев Иван Тимофеевич, Егармин А.М.Часть отделов объединили, сократили во всех отделах по 1-2 человека.

Анализируя работу всех укрупненных ЛПХ было установлено, что объединение леспромхозов не дало большой эффективности, объёмы производства снизились и в 1986 году Афанасьавский леспромхоз вышел из состава Красноуфимского ЛПХ, как и многие другие.Техника в леспромхозе была изношена, а с 1992 года начались ещё более тяжёлые испытания для ЛПХ, да и для всей страны. Страна распалась на отдельные государства, лесосбыт ликвидировали, связи поставки продукции нарушились.

Вначале отправляли продукцию без предоплаты, кое-как выбивали деньги и сразу перешли на предоплату, а затем на взаимозачёты, т.к. и все предприятия страны были в таком же положении. Рынок сбыта продукции ухудшался. Потребители с деревянной тары переходили на пластмассовые тарные ящики, железная дорога на железобетонные шпалы. Продукция и материалы шли через несколько фирм. Цены на материалы росли гораздо быстрее, чем отпускная цена леса. Особенно у монополистов железной дороги, энергетиков, топливной промышленности – ГСМ(горюче смазочные материалы). Цены на лесопродукци ежеквартально пересматривались и согласовывались с потребителями. Если до 1991 года услуги железной дороги за перевозку составляли 8-9% от себестоимости 1 куб. метра древесины, то потом за экспортную продукцию за перевозки уходило до 40% т.к. мы находимся на большом расстоянии от границ страны. Раньше же все ЛПХ получали за одну и ту же продукцию по одинаковой цене, по прейскуранту, за услуги железной дороги платил лесосбыт, а теперь Афанасьевский леспромхоз был самостоятельным предприятием и за все нужно было платить самим. Кроме того государство увеличивало резко налоговые сборы, вместо 4-х налогов стало 12 налогов, отчисления на соцстрах вместо 8,3% стал 41% от начисленной зарплаты, НДС не было, а стал 20% и так далее. Это был тяжелейший период. Стала задерживаться зарплата в 1996 -1997г.г. на 6 – 8 месяцев, оплата налогов так же задерживалась. У предприятия не было оборотных средств, остатки ГСМ и запчастей были незначительны. Начались простои техники и бригад. Даже те зарплаты, которые должны были у леспромхоза забрать, это содержание детсадов, школ, жилья, больниц, бань, клубов, дорог, освещение в посёлках, водоснабжение, обеспечение льготников дровами, электроэнергии передавались с трудом. И по ним в районе не делали взаимозачёта. Писали письма в область и даже Ельцину Б.Н. Директором леспромхоза был Прокопенко Николай Александрович. Ежемесячно по 10-15 дней мы находились в поездках по решению этих вопросов, а также снабжения магазинов ЛПХ товарами и продуктами. Выпускали свои деньги в виде талонов, они ходили внутри ЛПХ, на которые выдавались товары полученные по взаимозачётам. Установили лимиты по ГСМ и материалам по бригадам и экипажам, по участкам на каждый день. По выплате налогов была создана в районе группа налоговых приставов, которые арестовывали продукцию, легковые машины, компьютеры. Нас вызывали неоднократно в суды, а так же в администрацию района, требовали выплату налогов. В 1998 году, когда цена доллара резко возросла, цены на экспорт поднялись и в этот период мы сумели рассчитаться с долгами по зарплате с работающими в ЛПХ, а в 1999году я перешла на работу экономистом, а потом уволилась. На должность начальника ПЭО и ОТЗ была назначена Абрамова Светлана Николаевна. Я работала с главным бухгалтерам Максимовой Августой Васильевной, затем с Андреевой Ольгой Дмитриевной, всю зиму 1 квартал работали без выходных по 10-12 часов ежедневно над составлением отчетов за год и техпромфин плана на следующий год.

Часто пытаются обвинить Таран Михаила Тимофеевича в больших объёмах заготовки леса. Расчетная лесосека рубки была для ЛПХ 360-370 тыс м3, в этих объёмах был и план в течении 20 лет. В то время выполнение плана было законом, не выполнял бы Таран М.Т.выполнял бы кто-то другой. Директоров за невыполнение плана снимали с работы. Новая техника поступала тем предприятиям, кто выполнял планы. Весь качественный пиловочник отбирался в шпальник, шпала была с самой высокой рентабельностью. Кругляком отправляли в основном пихту с красной сердцевиной, хорошего качества пиломатериала из неё не получишь, даже рынка сбыта не было на такой пиломатериал. Кроме того лес на Урале был переспелый, выход деловой древесины редко снижался. Кто видел сейчас не вырубленные леса по поймам рек в районе Старой деревни лес лежит на боку весь гнилой.

Считают, так же что М.Т.Таран отказался, чтобы наш ЛПХ был опытно – показательным. Бисертский ЛПХ стал опытно – показательным с 1959 года, Михаил Тимофеевич в это время работал начальником Малиновского лесопункта. Эти руководители Таран М.Т., Вакула П.Н, Зорин К.И., Прокопенко Н.А., Сажин Е.Ф. и, другие не считались не со временем, не со своим здоровьем, получали зарплату на уровне вальщиков леса и шоферов на вывозке. Рабочий день как у лесозаготовителей и шоферов на вывозке у руководителей был 10-12 часов зимой и летом. Для таких объёмов нужно было и руководителем крутиться, организовать работу 24 бригад в лесу, 28 – экипажей, 20 бригад на нижнем складе, строительство дорог, посёлков и соцферы, это тяжелейший труд.Мы сохранили добрую память о М.Т.Таран, П.Н.Вакуле, В.С.Чайникове, Вахрамееве Е.А., И.Т.Судареве,В.И. Широкове, рано ушедших из жизни.

Продолжение следует…

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий