История создания посёлка Ключевая

Автор: Колмакова Надежда Васильевна

Посёлок Ключевая, где находился центральный участок Афанасьевского леспромхоза (ЛПХ), имеет вековую историю.

  • Это станция Ключевая (1912г),
  • Ключевской лесопункт Афанасьевского ЛПХ(1933-1943-1956г.г.)
  • Афанасьевский ЛПХ( 1956-2004г.г.)- в 1956г. управление Афанасьевского ЛПХ переезжает в Ключевую.

Началом создания посёлка послужило проложение линии железной дороги Казань-Екатеринбург. Благодаря строительству железнодорожной линии акционерным обществом Московско-Казанской ж/дороги, появилась станция Ключевая, ей обязан своим названием посёлок.

Строительство новой железной дороги от Казани до Екатеринбурга значительно сокращало путь в Сибирь и на Дальний Восток из Москвы и столицы Санкт-Петербурга. В тоже время освоение новых земель, в стратегическом плане (нестабильная остановка с восточным соседом-Японией, а затем война 1905 года с ней), указом Императора Николая II положила строительство железной дороги.

Участок ж/дороги проходил по таёжным болотистым местам. В 1912 году появились первые артели рабочих для прорубки просеки на участке строительства железнодорожной линии. Для них был построен барак.(Из воспоминаний сторожила Гребнева Михаила Сафроновича пришедшего на строительство ж/дороги в это время, впоследствии стрелочника станции Ключевая,1968г).

В 1915 году на строительство ж/дороги на участок в районе Ключевой было привезено ещё 40 человек из Белоруссии.(Из воспоминаний Саханевича Ивана Адамовича, который потом работал путевым обходчиком на ст. Ключевая, 1967 г.)

Работали на строительстве железной дороги люди из ближайших хуторов и деревень, расселившихся на землях в период Столыпинской аграрной реформы(1906-1911г.г.), названная так по её создателю — Петра Аркадьевича Столыпина – министра внутренних дел и председателем Совета Министров России с 1906 года. Законом от 9.11.1906г. разрешалось выходить из крестьянской общины на хутора и отруба. Переселенческая политика имела целью ликвидации малоземелья при помещичьем землевладении, ускорением расслоения деревни, создание в лице кулачества дополнительной социальной опоры самодержавия.

Вдоль левого и правого берегов реки Средней селились люди задолго до строительства железной дороги. Приехали они сюда из Центральной России в период Столыпинской реформы «Тогда людям давали вагон, где было место для живности, вещей, утвари, людей. Пособие на переезд обустройство на новом месте. Вагоны эти стали называться столыпинские(потом в них перевозили, заключённых). Сначала люди приезжали, осматривали место поселения, потом перевозили семьи на новое место. Так возникли хутора. (Из воспоминаний Чернышевой Ирины Михайловны – матери Копыловой Марии Николаевны, её дочери). С хуторов молодежь бегали за 12 км туда, 12 км обратно на строительство железной дороги в Ключевую, вспоминала Ирина Михайловна, там возили тачками щебень, за день получали 20 копеек. Так зарабатывали себе денег на новое платье. Отпускали их родители только осенью, когда заканчивались уборочные работы на хуторе«.

Сама Мария Николаевна Копылова вспоминает, что по правому берегу реки Средняя, на 6 километре от деревни Красный Партизан располагались хутора:

  1. Чернышева Данила Лаврентьевича (деда Марии Николаевны по отцу).
  2. Феденёва Алексея Антоновича(отца Музы Решетниковой)
  3. Екимовских Михея Кузьмича и его сына Григория(дед Марии Николаевны по матери)
  4. Егор « Чуваш» — так звали хутор из 5-ти домов
  5. « Петровнин» хутор –она жила с сыном Саньки Копылова
  6. Евлампия Феденёва – дед Саши Феденёва(отец Зины Феденёвой)
  7. Киселёвых – жили три брата Костя, Михайло и Андрей с родителями

По левому берегу реки Средней располагались хутора от д. Красный Партизан.

  1. Хутор Елисея Завьялова
  2. Ивана Антоновича Феденёва
  3. Крохалева Михаила
  4. «Максин» хутор – жил Максим

Впоследствии все хутора вошли в колхоз имени К.Е. Ворошилова, который образовался на голом месте. Так появилась деревня Красный Партизан. Люди с хуторов семьями переселялись, строили дома. А когда в колхозе получали разнарядку на работу то говорили: на сенокос идёте на хутор Чернышева и т.д.

По солнышку был хутор Филатовка от д. Кр. Партизан, д. Отевка, село Кленовское, д. Сажино, позднее от Афанасьевского разъезда хутор «Водогон» на 2 дома, жили Байдосовы, Долгих…, Чеколда-2-жили Поротовы, Лисьих, Феденев Алексей, Детков Василий Лаврентьевич, Мережников Дмитрий, Кирилов.

Но вернёмся к строительству ж/дороги. «Земляные работы выполняли вручную: киркой, лопатой, ломом, каламаткой в которую впрягали лошадь. Особенно хлопотная работа была строить насыпь, выбирать выемку. где глина попадёт вязкая, где грунт каменистый, где место тонкое, где коренья толстущие, пни вековые. Занятно было смотреть со стороны на линию трассы: на всем её протяжении кипела работа – мелькали лопаты, двигались подводы, стоял неугомонный людской шум«. Из воспоминаний сторожил записанных Ганькиным В.Д.

Надо уточнить, что рабочее движение по новой дороге должно было открыться к октябрю 1916 года, а линия должна была быть сдана к 17 мая 1917 года, но социальные потрясения, первая мировая война, затем гражданская, отодвинули срок пуска(Ганькин В.Д).

В 1917 году строительство железной дороги было национализировано. В 1919 году были проложены первые рельсы. В 1920 году строительство на участке Ключевая – Щучье Озеро было закончено. В 1921-1922 годах железная дорога сдаётся в эксплуатацию.

Население станции Ключевая растёт. Если в первые годы строительства ж/дороги было несколько десятков дворов, то в 1928 году началось строительство частных домов рабочими железной дороги. Первый дом построен Сахоневичем Иваном Адамовичем, второй Гребневым Михаилом Сафроновичем. К 1940 году в основном была закончена улица Железнодорожников.

В 1923-1927г.г. на станции Ключевая идёт строительство водокачки, для снабжения водой паровозов. Паровозы нуждались в воде для производства тягловой силы-пара. Тогда же была построена водокачка на берегу р.Бисерть. Для перекачки воды из реки Бисерть поставили мощный венгерский локомобиль, а на станции построены две водонапорные башни. «Тогда же была проложена узкоколейная железная дорога от ст. Ключевая до р. Бисерть. По ней доставляли оборудование до водокачки. Везли бутовой камень, им укрепляли плотину на реке (в том месте, где сейчас перекат). Воду надо было для паровозов и жителям посёлка. Когда перешли на тепловозную и электротягу необходимость в эксплуатации узкоколейки отпала. А насыпь ещё долго служила людям. По ней в тапочках можно было дойти до р. Бисерть. Хотя вокруг было болото«.(Из воспоминаний Никулина Алексея Николаевича).

Но вернёмся в 1925 год. Пошли первые пассажирские поезда. Паровозы были маленькие. В сутки мимо станции проходило 4-5 поездов. Движение составов осуществлялось по однопутке вплоть до 1972 года. К 1958 году закончен переход на тепловозную тягу. «В течении суток через станцию Ключевая проходят 20 пассажирских и 55 грузовых поездов.(Из беседы с начальником станции Кузьминым Тимофеем Павловичем, 1968 год) 1965-70г.г. осуществляется переход на электровозную тягу. В 1972 году была пущена в эксплуатацию вторая ветка железной дороги сообщением Свердловск – Москва. Строили её рабочие СМП – ( строительно- монтажного поезда). Сразу же начался процесс электрификации ж/дороги и закончился в 1981 году. Была пущена в эксплуатацию железнодорожная подстанция, построено благоустроенное жильё для работников железной дороги. Вырос «Путейский городок», и 2 двухэтажных дома в кирпичном исполнении, на 36 квартир с коммунальными удобствами.

Но вернёмся ещё раз к истории создания ж/дороги. «Железная дорога имела не только кратчайшее расстояние между Москвой и Уралом, но и дала жизнь новым станциям, Уфимка, Ключевая; районными центрами как Янаул, Куеда, Чернушка, Чад( Октябрьский)».(Ганькин В.Д).

Интересная история строительства ж/дорожного вокзала станции Ключевая.

«Первоначально планировалось, что станция будет в селе Кленовское. Дело в том, что проектируемая трасса проходила в этом селе через усадьбу Алексея Степановича Серебренникова, который был среди не последних домохозяев, так как владел небольшим кожевенным предприятием. Бесспорно, он как – то договорился с руководством 8-го участка дороги. В списке на отчуждение земли под строительство дороги 16 кленовчан фамилии Серебренников не было. Земли изымались агентом по отчуждению Сергеем Николаевичем Кемарским в мае – июне 1914 года, а расплачивался он в мае 1919 года. Так вместо Кленовского вокзал был построен в Ключевой. В мае 1919 года вокзал сгорел и был в кратчайшие сроки возведён повторно – это со слов Таисии Никифоровны Феденёвой, матери Петра Михайловича Гребнева, участника войны 1943-45г.г. бывшего старшего электромеханика ШЧ -14 записал Ганькин В.Д.»

«За свою историю станция Ключевая несколько раз меняла своих «хозяев«.

  1. Сначала она была в составе АОМКЖД(частной),
  2. национализированной постановлением СНК от 28 июня 1918 года и с названием Московско – Казанской (с гражданской войны её стали называть Казанбургской).
  3. с 1 января 1929 года участок Агрыз – Свердловск был выведен из МКЖД и передан в состав Пермской железной дороги;
  4. при разделе этой дороги в декабре 1933 г. на Пермскую и Южно – Уральскую указанный выше участок остался в прежнем подчинении(хотя дорога называлась Пермской, управление было в г. Свердловске).
  5. В мае 1936 года железную дорога носила имя Л.М.Кагановича(так с начала 1936 года стала называться Пермская).
  6. Участок Дружинино – Янаул был передан вновь созданной Казанской железной дороге.
  7. В мае 1961 года в результате объединения 4-х железных дорог была образована Горьковская железная дорога.

За свои 100 лет станция и посёлок с поэтическим названием Ключевая видели многое: через неё прошёл рабочий поезд из Дружинино, первый пассажирский поезд из Москвы, пережила она лихолетия 2-х войн, на безлюдном месте разрослась, дала работу, приют эвакуированным в Великую Отечественную войну 1941-45г.г., была свидетелем эпохи паровозов, тепловозов и с 1980-81 г.г. электровозов.
Ключевая одна из живописнейших мест на участке Красноуфимск – Екатеринбург. Видимо не зря было выбрано места, которые удивляют проезжающих пассажиров.

Жители п. Ключевая помните, что у вашей Малой Родины большая и богатая история вековой давности.»

(В.Д.Ганькин, краевед, г. Красноуфимск)

Вторая часть истории пос.Ключевая связана с развитием лесной промышленности на Урале.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий