Гармонисты

Автор: Некрасова Галина Анатольевна

Громко звучит музыка, ярко сверкает зеркальный шар под потолком… Дискотека. Так сейчас проходит в доме культуры праздничный досуг молодёжи. Но было время, когда именовалось это развлечение иначе и было в самом деле иным.

Гармонь — душа русских гуляний! Под неё плясали и пели, грустили и радовались, любили и страдали. Парни-самоучки лихо заводили плясовые, растянув видавшие виды меха старых инструментов. Кому от отца досталась гармонь любимая, кто у старших товарищей перенял и уж большое счастье – купил себе новую!

Залихватские мотивы гармонистов удалых
Помнят улочки родные, помнят каждого из них.
Растянув меха, вприсядку или просто без затей
Заводили под трёхрядку, плясовые. И модней
Той мелодии вы вряд ли отыскали бы в те дни,
Первым парнем на деревне гармонисты все слыли.
Душу русскую возможно ли без музыки сказать?
Оттого в селе охотно парни учатся играть.
Люб девчонкам парень бойкий с папироскою в зубах
Пальцы ловко по гармони не устанут пробегать.
Что смущался юный возраст прямиком спросить, сказать
То непременно на вечёрке в песне может прозвучать!
Так и складывались судьбы, пробуждая в том любовь
Кто в душе красу мелодий сызмальства по жизни нёс.
Как плясали, пели деды так подхватила молодёжь,
Что душа впитала с детства время, возраст не убьёт.

О.Ануфриева

Многие жители села с любовью вспоминают удивительного гармониста, которого ласково называли дядя Сано (Накаряков). Его и по сей день считают одним из самых лучших гармонистов. Гармошка у него была необычная: с одной стороны кнопочки, а с другой клавиши в виде палочек. Как только он начинал играть,  все пускались в пляс. Пожилые сидели на скамейках и с удовольствием смотрели на молодёжь. А потом, когда от пляски все уставали, пели песни. Учил молодых парней играть плясовые.

«Часто в нашей семье вспоминают дедушку Афоню, который многое умел: и воевал, и на ферме работал, и на гармошке играл…    

Накаряков Афанасий Иванович родился 16 января 1926 в селе Накоряково. Он ветеран Великой Отечественной войны. Служил на третьем Белорусском фронте, 53 отдельный запасной линейный полк телефонной связи. Он был командиром отделения. Победу встретил в Кенигсберге. Судя по фотографиям, он играл и фронте.

По окончании войны его направили служить в Белоруссию. Домой  вернулся только в 1950 году.  По окончании службы в его семье родилось три сына: Николай, Анатолий и Александр. Дед был прекрасным гармонистом, очень хорошо играл на гармошке. Бабушка часто выступала на сцене клуба, любила музыку и всегда подпевала ему,  знала много частушек. Его, гармониста – самоучку, всегда можно было услышать на какой-нибудь деревенской гулянке, на свадьбе, проводах в армию и других торжествах.

С детства помню, что вся наша большая семья собиралась у дедушки с бабушкой (сыновья с женами и семь внуков), за большим столом и обязательно звучала гармонь.  Собирались  мы вместе на их дни рождения или же мы, внуки, устраивали концерты для бабушек, дедушек и родителей, где много шутили, пели, плясали. А до этого у нас с ним было много незабываемых репетиций. Вот так гармонь занимала в доме всегда почетное место. Не расставался дедушка с ней до конца жизни».

Из воспоминаний внучки Некрасовой (Накаряковой) Г.А.     

Мешавкин Николай Андреевич ещё один гармонист нашего села. Родом из многодетной семьи Мешавкиных Андрея Ильича и Анны Фроловны. Десятилетним мальчишкой впервые взял в руки инструмент. Это была клубная гармонь. Учителя первого, открывшего путь к звукам милым и волшебным, звали Егором. Учился в музыкальной школе по классу «баян». Нравилась музыка, звуки гармони.

«Гармонист, наверное, был первый парень на деревне? «– спрашиваю дядю Колю. Он, улыбаясь скромно, ответил: «Да кто его знает. По-разному. Гармонистов, понятно, уважали. Да и не было иных на селе инструментов, разве что патефон в клубе, но это чуть позже. Под гармонь и танцы и свадьбы, и проводы в армию проходили. Новый год в клубе встречали все собирали у кого что было. Накрывали общий стол. И летом после работы, отдыхали с гармошкой. Крестьянская работа она же по погоде. Погода стоит, работают до темна. А после ещё и на танцы. Сами песни пели, плясовые наигрывать учились разные. Конец полевых работ отмечали всем селом. Сабантуй на каждое отделение свой устраивали. Васькино, Накаряково, Сосновый Бор».

Сейчас мы скажем живая музыка… А тогда другой и не знали. Живая она и была. Со своим характером, со своим звучанием. Каков гармонист, так и поёт в руках его гармонь. Тяжело на душе и льёт из-под пальцев страдание, радостно и грянет залихватская плясовая.

Мешавкин Николай Андреевич с гармонью

Так и сдружила клубная гармонь дядю Колю с музыкой. Гармонисты в концертах участвовали не только у себя в селе, выезжали в другие деревни. Свою собственную гармонь Николай Андреевич купил уже в 60-х годах, когда пришёл из армии. Скоро ему 80 лет, а всё не бросает он любимый инструмент. Нет-нет, да и зазвучит в его руках на семейных посиделках гармонь, живая и искренняя подруга нашей сельской души.

Завьялов Владимир гармонист знатный, понравившуюся мелодию перенимает и разучивает на слух. Его отец, Завьялов Сергей Иванович, тоже умел играть на гармошке. Сыну Владимиру купил гармонь, когда тот учился в шестом классе. С тех пор он с ней и не расстается. Любит и сам послушать хорошую игру, позаимствовать переходы да переливы, понравившийся мотив. Очень часто, когда проходишь по улице мимо его дома, слышно, как он играет и поет под свою любимую гармонь.

Сурцев Сергей Васильевич с шести лет уже интересовался игрой на гармони. А все началось с того, как его сестра Валентина, которая работа в клубе, принесла ему списанную гармонь. Так свои первые мелодии он наигрывал уже в детском возрасте, сидя на скамейке у дома. Вместе с Завьяловым Владимиром ходили к  Мешавкину Виктору (в народе его называли «Витя немой» из-за его инвалидности). Виктор был самоучкой и то, что умел играть сам, тому и учил молодых парней. Плясовые мелодии научились играть у А.Накарякова. Будучи семнадцатилетним юношей, Сергей играл в сельском клубном ансамбле.

Как радостно было на душе в те давние времена: любимая гармонь была рядом; были праздники, свадьбы, проводы на которых гуляло все село, а значит, почетное место – гармонисту. Страдания, частушки  — всему было место и время. Этими нехитрыми радостями жила деревня.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий