Габдулла Тукай
Автор: Гасников Вячеслав Георгиевич
В этом году исполняется 135 лет российскому поэту и писателю Габдулле Тукаю. Его иногда называют «татарским Лермонтовым». Он тоже прожил чрезвычайно короткую и насыщенную творчеством жизнь.
А детство было тяжелое. Габдулла с ранних лет был сиротой, воспитывался у родственников, но подвергался всяческому притеснению, ведь заступить за ребенка было некому. Ему ставилось в вину даже то, что его вынуждены кормить и поить без всякого проку. Как-то маленький Габдулла заболел сильно. Родные очень ждали, что он не выкарабкается. Но он их огорчил. Выжил. Тогда его отдали как ненужного котенка ямщику.
Тот отвез его в Казань на рынок и (да, как котенка) стал пытаться пристроить в хорошие руки. Хотя почему ж в хорошие? Просто отдал тем, кто согласился взять. Началась чехарда переездов и жизни в разных семьях. Пару раз даже пытался вернуться к родственникам, но тем он был настолько в тягость, что никак не принимали его. И это все происходило в возрасте лет до 10-12. Такое вот детство.
Иллюстрации с тематической выставки Рос.Нац.Баблиотеки nlr.ru
Нашлась все же сестра его отца из далекого Уральска, которая приютила у себя и отдала учиться. Что там мог, казалось бы, этот ребенок, который не видел ни ласки и ни заботы проявить в учебе? Но он старался. Очень. И получалось. Очень полюбил он книги. Читал на русском, на татарском, на арабском. Возможно сказалась и тяжелая жизнь, когда оставалось только верить, мечтать, наблюдать, но Габдулла потихоньку начал и сам писать.
Тукаю не было и 18 лет, когда его заметили, когда произведения стали печатать. А какие это были времена. Начинался 20 век и расцвет литературный пришелся на годы Первой Русской Революции. Габдулла был в Петербурге, понимал, что начинается борьба людей за лучшую жизнь.
Издание 1908 года. Тукаю 22 года. Фото с тематической выставки Рос.Нац.Баблиотеки nlr.ru
Что такое «лучшая жизнь» он вряд ли знал, но видя как живет село, как живут простые граждане, понимал, что менять что-то надо. Он стал классиком деревенского реализма, показав ту жизнь, которую мало кто себе в столице представлял. Хоть писал он на татарском языке, писал он о татарской деревне, писал в первую очередь для татар, происходило это оттого, что лучше понимал он именно быт своего родного края. Через понятную и родную культуру он и доносил то, что видел не только в татарских селах, но и в поволжских, уральских, башкирских. Тукай стал не только автором собственных произведений, он переводил на татарский язык русскую классику. Стихотворения переводил с адаптацией под поэтический ритм татарского языка и культуру народа.
«Гомеремнең иң читен, җайсыз, уңайсыз бер минутында,
Әгәр янсам каты хәсрәт вә кайгының мин утында,
Укыйм тиз-тиз күңелдән бер гаҗәиб сүрә Коръәннән, –
Газаплар мәгънәви бер кул илән алынадыр җаннан.»
Приведен фрагмент перевода «Молитвы» Лермонтова, где, в частности слова «одну молитву чудную» заменены на «от всего сердца я читаю суру из Корана».
Ему было немногим больше 20 лет, когда все сильнее стала душить его болезнь. Больших денег, чтоб серьезно заняться лечением у Тукая не было. Говорят, он пытался поддерживать здоровье народными средствами, но ситуация усложнялась все больше.
Тукай. Оставалось жить пару дней
Он угасал под воздействием чахотки. Он пару недель не дожил до своего 27-летия. Умер в Клячкинской больнице в Казани.
С этого момента Тукай обретает новую жизнь и его произведения выходят за рамки татарской культуры, а становятся популярны по всей стране. И сегодня Тукай популярен в России, Казахстане, Турции.
«Нет, не приду я к роковому мигу,
С рассветом вновь надежду обрету.
Возьму я в свои руки книгу,
Когда особо мне невмоготу».
Г. Тукай
Свежие комментарии