«Катюши» Свердловской магистрали
Автор: Валерия Михайлова
Уральцы внесли огромный вклад в победу под Сталинградом.
Победа под Сталинградом ознаменовала коренной перелом в Великой Отечественной войне. Но она не смогла бы состояться без налаженной работы тыла. Воспоминания очевидцев тех событий нашли отражение в письмах наших читателей. Автором одного из них является Валерий Гончаров.
«В 1941 году в Свердловске на базе цехов и гаражей трамвайного парка и двух эвакуированных заводов для сборки реактивных снарядов был организован завод №73. Основу предприятия составил эвакуированный из Москвы цех завода Ильича, где уже было налажено производство снарядов М13 – «Катюш».
Здесь же изготавливались и более мощные ракеты, прозванные «Андрюшами». Для этих снарядов не требовалась специальная установка, они запускались из укупорочных ящиков с помощью подрывной машины.
Для массового производства «Катюш» и «Андрюш» требовалось изготовление комплектующих деталей. На заводе «Уралмаш», который возглавлял Борис Музруков, в то время уже выпускали самоходные артиллерийские установки, а также боеприпасы к ним. Тем не менее здесь разместили производство «Катюш» в утеплённом гараже. А на заводе ВИЗ комплектующие изготавливали в ремонтно-механическом цехе. Даже ремесленные училища делали крепёжные детали. К производству ракетных камер из стальной трубы специальной марки был подключен и Первоуральский новотрубный завод.
На заводе №73 собирали только корпуса ракет. На нижнетагильском заводе №56 производили их наполнение взрывчатым веществом, порохом и другими деталями.
В посёлке Елизавет, где находился филиал завода №73, организовали заливку взрывчатого вещества в головки «Андрюш». Для плавки взрывчатого вещества необходим был острый технологический пар, а там его не было. И здесь выручили железнодорожники – на завод был направлен мощный паровоз, и проблема была решена.
Для организации всего процесса требовался чёткий транспортный конвейер, важной составляющей которого стал железнодорожный транспорт. За всю войну не случилось ни одного срыва поставок. Зачастую железнодорожники работали на опережение сроков.
Например, в середине октября 1942 года на завод №73 пришла срочная телеграмма секретаря ЦК Георгия Маленкова: «Поставить десять тысяч ракет «Катюша» и «Андрюша» на Сталинградский фронт к ноябрьским праздникам».
Первый секретарь Свердловского обкома партии Василий Андрианов собрал директоров-смежников и каждый из них получил боевой приказ.
Нижнетагильскому заводу для выполнения поставленной задачи не хватало трёх тысяч корпусов. Но завод №73 не мог закрыть эту потребность – не доставало такого же количества стабилизаторов. Они в это время находились в Нижнем Тагиле. Не хватало также 500 головок, которые были в Березовском. И снова выручили железнодорожники. Приказом начальника Свердловской железной дороги Ивана Кулагина грузовой вагон со стабилизаторами был прицеплен к электричке Нижний Тагил – Свердловск и отдельным локомотивом доставлен прямо на завод №73. В ту же ночь из Березовска привезли головки ракетных установок на санях, прицепленных к гусеничному трактору…
Через два дня на завод №56 были отправлены три тысячи корпусов ракет. А ещё через 48 часов снова востребована железная дорога – две брига-ды машинистов подцепились к воинскому эшелону с «Катюшами» и «Андрюшами» и двойной тягой доставили его на Сталинградский фронт.
Из таких малых побед, доставшихся ценой усилий на грани возможностей, сложилась большая и важная победа в Сталинградской битве, а затем и во всей Великой Отечественной войне».
Валерия Михайлова
Свежие комментарии