Романов Степан Павлович

Автор: Ермолина Ольга Владимировна

Романов Степан Павлович 1903 г.р., Свердловская обл., Бисертский р-н, д.Киселевка, __.__.1941 Ачитский РВК, Свердловская обл., Ачитский р-н, п.с. 97 475 сп, рядовой, пропал без вести __.03.1942. Жена Романова Ольга. ЦАМО 58 18004 558.

Управленческий округ Западный управленческий округ
Муниципальное образование Кленовское сельское поселение
Фамилия Романов
Имя Степан
Отчество Павлович
Дата рождения 1903 г.
Дата смерти 12.07.1943 г.
Награды
Место захоронения Белгородская обл., Корочанский р-н, с.Александровка, братская могила 37.
Биография На фронт его призвали в августе 1941 года — рядовым. Последнее письмо пришло в 1942 году из Белгородской области. А затем пришло извещение: пропал без вести.

Ещё в Гражданскую войну примкнул к красным.

Самый первый из деревни вступил в компартию. Пройдя небольшую политучёбу, вместе с другими активистами ездил по деревням, агитируя за новую власть, за образование коммун, а впоследствии колхозов. В одну из таких поездок познакомился с Егарминой Ольгой Семёновной (моей бабушкой), на которой женился в 1923 году.  Через год родился сын — Иван.

Кочевая жизнь не закончилась, только теперь его сопровождала жена. Прожив несколько месяцев на одном месте, переезжали на другое « куда направляла партия».

В эти же годы в Средней Азии активизировались банды басмачей. И вот Степан Павлович уже по призыву партии отправляется воевать, оставив жену в д. Киселёвка. Несколько лет провёл он в Узбекистане, приезжая домой лишь в краткосрочный отпуск.  В 1926 году родилась дочь.  Окончательно домой вернулся лишь в 1928 году. В память о том времени сохранилась фотография.

По возвращению мало что изменилось. Степан Павлович быстро продвигался вверх по партийной лестнице, в связи с работой большую часть времени проводил в разъездах.

В 1929 год родился мой отец – Владимир. Но дети отца почти не видели. Степан Павлович был на руководящей должности в райкоме партии. Ольга Семёновна растила детей, работала в колхозе.

А в 1939 году дедушку арестовали по доносу. Но предъявить ему было нечего: происхождение самое пролетарское, боевое прошлое, семья живёт чуть ли не беднее всех. Мой отец, Владимир Степанович, рассказывал, что помнил, как бабушка, плача сжигала все дневниковые записи мужа. Степан Павлович подробно описывал и о службе в Красной Армии в Средней Азии, и как потом происходило становление колхозов на Урале, и о своём отношении к этим событиям.

Пока шло разбирательство, началась война. На фронт его призвали в августе 1941 года — рядовым. Последнее письмо пришло в 1942 году из Белгородской области. А затем пришло извещение: пропал без вести.

Всю жизнь бабушка Оля ждала известий о пропавшем муже, ждала и надеялась.

На нашем доме никогда не было красной звезды и того внимания, которым полагались семьям участникам ВОВ. Так до самой смерти она ничего и не узнала о судьбе мужа.

Все годы, все члены семьи пытались разными способами узнать, что же случилось с дедом. Никаких результатов не было. И только в 2015 году после опубликования новых данных на сайте “Мемориал” нашлась информация. Отправили запрос.

А вскоре получили ответ. Имя, фамилия, год рождения, даже воинская часть, всё сходилось. Смущало лишь одно: имя и место проживание матери.

Отправили второй запрос. Но он тоже мало что прояснил.

Тогда связались с местными краеведами, которые занимались поисками родственников погибших в этих местах солдат. Через них, наконец-то, смогли узнать о судьбе деда.

По стечению обстоятельств в одной части с дедом служил полный однофамилец, даже год рождения совпадал. Поезд, направляющийся в тыл и на котором ехал Степан Павлович, попал в эпицентр боевых действий. Раненые вступили в бой. Многие погибли в этом бою. Были и те, кто попал в плен. Время тогда было тяжёлое, разбираться особо было некогда. Вот и ушла в Ташкент похоронка, а в Киселёвку —  известие, что пропал без вести.

На месте братской могилы павшим на Курской Дуге в с. Александровском стоит Мемориал. Среди погибших Романов Степан Павлович.

Мой брат Евгений побывал на месте гибели деда. Об этой поездке рассказывал с волнением.

— Краеведы встретили меня очень приветливо, показали весь мемориал, могилы, место (поле), где наш дед принял последний бой.  Кругом тишина. Вдруг совершенно неожиданно прилетел белый голубь. Один. И всё то время, пока мы осматривали памятник, голубь сопровождал нас. У меня было чувство, что мой дед, которого я никогда не видел, здесь рядом. Уезжал я с чувством, какое бывает после долгой разлуки и встречи с родным и близким человеком, который долго ждал тебя и, наконец, дождался. Голубь покружил над нашей уезжавшей машиной и взвился в небо.

Павшим защитникам, родственники которых нашлись, принято ставить именные таблички.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий