К родным истокам
Автор: Ермолина Ольга Владимировна
Человеку важно знать свои корни – тогда и воздух,
которым мы дышим, будет целебным и вкусным,
дороже будет взрастившая нас земля.
В. Песков
Меня давно интересовала история моей семьи. Кто мы и откуда? Из рассказов родных и семейных легенд всегда знала, что в нашем роду было много достойных людей и граждан своей эпохи. Но, к сожалению, слишком поздно стала подробнее интересоваться родословной моего отца. В моей памяти сохранились лишь обрывки детских воспоминаний и рассказов моей бабушки – Ольги Семёновны Романовой.
Всё, что удалось разузнать благодаря воспоминаниям жителей д. Киселёвки, интернету и членам нашей, уже огромной семьи, я попытаюсь очень коротко изложить ниже.
Первого из Романовых, поселившихся в д. Морозово, звали Георгий Иванович. Его имя упоминается в одном из номеров газеты «Пермские губернские вести» от 20 декабря 1897 года
«……После десятой ревизии официальным порядком, по распоряжению Пермской казённой палаты от 11 мая 1888 года № 4321 , причислено к вогулам одно семейство крестьянина Романова из Оханского уезда Пермской губернии, из 2-х наличных душ мужского пола и 4 женского…».
Причисление к вогулам было очень экономически выгодным. Представитель русского населения связывался узами брака с членами семьи вогула, что обеспечивало огромные льготы по ясаку и вдвое увеличивало наделы земли. Сын Георгия Ивановича — Павел (мой прадед) женился на Павле Ивановне Копыловой (на фото) дочери Ивана Семёновича, коренной жительницы этих мест.
Семья занималась земледелием, старательством, охотой, наверное, как все в тех краях, жили не богато. Сколько всего было у них детей, я не смогла установить, но до совершеннолетия дожили 13 человек. Знаю о судьбе некоторых из них и то немного.
Хорошо помню Таисию Павловну (1926 г.р.) самую младшую.
Она окончила Кленовскую школу перед самой войной. Сразу же была направлена в Морозовскую школу учителем, заочно учась на педагогических курсах в Красноуфимске. Как она сама потом рассказывала, приходилось не только проводить уроки, но и топить в школе печи, варить и кормить детей перед занятиями. После войны вместе с мужем Карповым А.П. перебрались в Киселёвку. Здесь больше десяти лет работала учителем.
В конце 60-х переехали в Первоуральск. Самые теплые слова этой женщине в нашей семье и от других жителей Киселевки. Благодаря ей многие десятки детей д. Киселевки и д. Морозово получили образование.
Сёстры Анна и Фоманида всю жизнь прожили рядом: сначала в д. Морозово, затем в д. Киселёвке.
Анна Павловна (1915 г.р.) вышла замуж за своего односельчанина Белёва Ивана Яковлевича. Да только недолго они прожили вместе: через полтора года (в 1938 году) призвали Ивана в армию. Осталась Анна с маленькой дочкой на руках. Последнее письмо пришло перед самой войной, и больше никаких известий. Всё военное время и после окончания войны проработала Анна в колхозе разнорабочей. Семейная жизнь её так и не сложилась, но вырастила и воспитала двух дочерей.
Судьба Фоманиды Павловны поначалу складывалась счастливо. Любимый муж — Росдьяконов Филипп Афанасьевич — был первым трактористом в колхозе. Родился сын, который, к сожалению, умер ещё в младенчестве. А в 1941 году новая беда — война. Филипп не сразу был призван на фронт. В начале, по заданию райкома, собрали ему бригаду девушек из окрестных деревень; дали месяц сроку: научить вождению на тракторе. Среди учениц была и жена — Фоманида. С войны Росдьяконов Филипп Афанасьевич не вернулся. Всю войну проработала Фоманида на тракторе. Работа это и так тяжёлая: а она, получив похоронку, не жалела себя. После войны вышла замуж, но детей у неё не было. Когда не стало д.Морозово, перебралась в д.Киселёвку.
Романов Георгий Павлович 1911 г.р. В 1931 году был призван в действующую армию из д. Морозово. Отслужив, домой не вернулся, решив стать военным. В 1933 году вступил в компартию. В годы войны служил в 26 погран. полке НКВД СКФ. Награждён медалью «За Отвагу».
Из описания подвига: «Тов.Романов – за время совершения марша и несения заградслужбы батальоном – сумел правильно организовать работу разведотделения. Под его руководством и личной инициативе из числа задержанных разоблачено сотни видных ставленников немецких оккупантов, среди которых шесть шпионов немецкой разведки. Кроме того тов.Романов участвовал в боях против немецко-фашистских захватчиков при обороне г.Орджоникидзе, где весь период боя, находясь начальником боевого охранения – непосредственно руководил боем. Отбивал неоднократно атаки гитлеровцев». Войну Георгий Павлович окончил в звании капитана и продолжил дальше военную карьеру.
Романов Александр Павлович 1905 г.р. стал первым председателем колхоза «Волна» в д.Морозово. Искренне верил, что после революции жизнь изменится в лучшую сторону, приветствовал образование колхозов. Не смотря на слёзы и уговоры жены — Марии Ивановны, не задумываясь, отвёл весь скот на общий двор. Первые сомнения появилось, когда всех жителей обложили денежным и продовольственным налогом. Для многих такой налог был непосильным. Вместо сытой и счастливой жизни колхозники были обречены на полуголодное существование. К должникам приходили и забирали последнее в уплату налога. Александр Павлович тайком предупреждал тех, к кому должны были прийти с конфискацией. Когда началась война, не смотря на отсрочку, попросился на фронт. Дома осталась жена и пятеро детей.
Листая книгу «Память», среди погибших мне встретилось ещё одно имя- Романов Аркадий Алексеевич, 1925 г.р. рядовой, призван в ноябре 1943 г. Ачитским РВК, д. Морозово. Пропал без вести в мае 1945 года.
Поскольку в д. Морозово проживала всего одна семья с такой фамилией, думаю, что он, как и мой отец, внук Романовых Павла Георгиевича и Павлы Ивановны.
Самая продолжительная история поиска “корне” моей семьи это о моем деде, Романове Степане Павловиче. Родился в 1903 году. Ещё в Гражданскую войну примкнул к красным.Самый первый из деревни вступил в компартию. Пройдя небольшую политучёбу, вместе с другими активистами ездил по деревням, агитируя за новую власть, за образование коммун, а впоследствии колхозов. В одну из таких поездок познакомился с Егарминой Ольгой Семёновной (моей бабушкой), на которой женился в 1923 году. Через год родился сын — Иван.
Кочевая жизнь не закончилась, только теперь его сопровождала жена. Прожив несколько месяцев на одном месте, переезжали на другое «куда направляла партия».
В эти же годы в Средней Азии активизировались банды басмачей. И вот Степан Павлович уже по призыву партии отправляется воевать, оставив жену в д. Киселёвка. Несколько лет провёл он в Узбекистане, приезжая домой лишь в краткосрочный отпуск. В 1926 году родилась дочь. Окончательно домой вернулся лишь в 1928 году. В память о том времени сохранилась фотография.
По возвращению мало что изменилось. Степан Павлович быстро продвигался вверх по партийной лестнице, в связи с работой большую часть времени проводил в разъездах.
В 1929 год родился мой отец – Владимир. Но дети отца почти не видели. Степан Павлович был на руководящей должности в райкоме партии. Ольга Семёновна растила детей, работала в колхозе.
А в 1939 году дедушку арестовали по доносу. Но предъявить ему было нечего: происхождение самое пролетарское, боевое прошлое, семья живёт чуть ли не беднее всех. Мой отец, Владимир Степанович, рассказывал, что помнил, как бабушка, плача сжигала все дневниковые записи мужа. Степан Павлович подробно описывал и о службе в Красной Армии в Средней Азии, и как потом происходило становление колхозов на Урале, и о своём отношении к этим событиям.
Пока шло разбирательство, началась война. На фронт его призвали в августе 1941 года — рядовым. Последнее письмо пришло в 1942 году из Белгородской области. Писал, что был ранен, едет домой на недельку в отпуск. А затем пришло извещение: пропал без вести.
Всю жизнь бабушка Оля ждала известий о пропавшем муже, ждала и надеялась.
А в 1942 году призвали в армию старшего сына – Ивана. На тот момент ему было всего 18 лет.
Иван Степанович воевал на Ленинградском фронте, был ранен. В мае 1943 года награждён орденом Красной Звезды.
Описание подвига: В ночь с 8 на 9 мая в районе д. Мишкино, действуя с группой разведчиков, подобрался к краю обороны противника и захватил в плен фашистского офицера. При отступлении был ранен командир группы тов. Акатьев. Тов.Романов вынес с поля тяжело раненого лейтенанта.
После окончания войны Иван Степанович продолжил военную карьеру. После демобилизации возглавлял Совет ветеранов ВОВ в Куйбышеве. Дети и внуки, и мужчины, и женщины дяди Вани продолжают семейную традицию, служат Родине в разных родах войск.
Моему отцу — Владимиру, когда началась война, было неполных 12 лет. Учился в школе в Кленовой, работал наравне со взрослыми. В 1947 году был призван на службу в Тихоокеанский флот, где прослужил 7 лет.
Потом окончил техникум, институт. До смерти проработал на одном месте: оборонном заводе в Свердловске. За большой вклад в оборону страны награжден орденом ”Дружбы народов”.
Старшей сестре Зое — в 1941 г. было 15 лет. До конца 60-х она жила и работала в д. Киселевка.
Бабушка Ольга Семёновна продолжала жить в Киселёвке до преклонных лет.
Для меня моя бабушка так и осталась загадкой. О себе она почти не рассказывала, жизнь заставила быть скрытной. Помню, как приносили пенсию, и она ставила крестик. Я всегда считала её неграмотной, пока однажды случайно не увидела читающей газету. А как она готовила! До сих пор помню вкус заварных пирожных, приготовленных ей в русской печи для нас внуков. Долгие годы она сама боролось с болезнью лёгких и надо сказать успешно. Бывали минуты, когда она и роптала на свою жизнь: молодость прошла, мужа почти не видела, и теперь вот ни жена, ни вдова. На нашем доме никогда не было красной звезды и того внимания, которым полагались семьям участникам ВОВ. Так до самой смерти она ничего и не узнала о судьбе мужа.
Все годы, все члены семьи пытались разными способами узнать, что же случилось с дедом. Никаких результатов не было. И только в 2015 году после опубликования новых данных на сайте “Мемориал” нашлась информация. Отправили запрос. А вскоре получили ответ.
Имя, фамилия, год рождения, даже воинская часть, всё сходилось. Смущало лишь одно: имя и место проживание матери.
Отправили второй запрос. Но он тоже мало что прояснил.
Тогда связались с местными краеведами, которые занимались поисками родственников погибших в этих местах солдат. Через них, наконец-то, смогли узнать о судьбе деда. По стечению обстоятельств в одной части с дедом служил полный однофамилец, даже год рождения совпадал. Поезд, направляющийся в тыл и на котором ехал Степан Павлович, попал в эпицентр боевых действий. Раненые вступили в бой. Многие погибли в этом бою. Были и те, кто попал в плен. Время тогда было тяжёлое, разбираться особо было некогда. Вот и ушла в Ташкент похоронка, а в Киселёвку — известие, что пропал без вести.
На месте братской могилы павшим на Курском дуге в с. Александровском стоит Мемориал. Среди погибших Романов Степан Павлович. Мой брат Евгений побывал на месте гибели деда. Об этой поездке рассказывал с волнением.
— Краеведы встретили меня очень приветливо, показали весь мемориал, могилы, место (поле), где наш дед принял последний бой. Кругом тишина. Вдруг совершенно неожиданно прилетел белый голубь. Один. И всё то время, пока мы осматривали памятник, голубь сопровождал нас. У меня было чувство, что мой дед, которого я никогда не видел, здесь рядом. Уезжал я с чувством, какое бывает после долгой разлуки и встречи с родным и близким человеком, который долго ждал тебя и, наконец, дождался. Голубь покружил над нашей уезжавшей машиной и взвился в небо.
Павшим защитникам, родственники которых нашлись, принято ставить именные таблички.
На общем памятнике есть надпись: «Память о вас будет жить в веках». Я очень надеюсь, что так и будет. Из большой семьи Романовых на фронте защищали нашу страну пятеро солдат, трое из них погибло. Остальные трудились в тылу, есть и их заслуга в Победе.
Надо знать историю своей семьи. Надо искать “потерянные” могилы. Почитать тех, кто нам дал жизнь. Кровь предков течет через наши сердца. Часто история “шутит” с простыми людьми, какими были мои предки. Революции и войны разделяют семьи. Но надо помнить, что все хорошее, что есть в нас и наших детях, внуках заложено очень давно. Я верю в генетическую память, память предков.
Конечно, очень больно видеть в наши дни, как медленно умирают деревни. Нас внуков и правнуков Романовых Павла Георгиевича и Павлы Ивановны жизнь разбросала в различные части страны и даже за её пределы, но я знаю, что все Романовы помнят свою малую родину. Историю нашей семьи, которую воссоздает мое поколение сохранят наши потомки для своих детей.
Свежие комментарии