Из жизни села Кленовское в 1920-х – 1930-х годах (часть 4)

Автор: Юдина Светлана Николаевна

Дело о стрельбе по лошадям

 Жизнь в Кленовском не была бы полной, если бы не содержала разные житейские события, трагические случаи, преступления, различного рода разбирательства. Один из случаев, произошедший в 1921 году с жителем села Трофимом С., дело-разбирательство о стрельбе по лошадям, потравившим хлеба, представляем вашему вниманию.

Этот случай, безусловно, трагический для главного действующего лица, интересен тем, что мог произойти в 20-е годы с любым жителем Кленовского. Случай замечательно характеризует жизнь села того времени. Практически все крестьяне сеяли и выращивали хлеб и очень дорожили своими посевами, важнейшим источником будущего пропитания семьи и необходимостью сдать выращенный хлеб в качестве продналога государству. А оружие (винтовка), которое упоминается в разбирательстве, в массовом порядке находилось на руках населения, не отошедшего от гражданской войны.

 ЦДООСО (Партийный Архив Свердловской области)

Фонд 1373, опись 1, дело 24, лист 38-38 об.

Красноуфимский уездный комитет РКП (б) Екатеринбургской губернии. Протоколы волостных партийных конференций, собраний и заседаний Киримской, Кленовской и … других ячеек Волкомов РКП (б), 22 апреля 1921 года – 21 сентября 1924 года.

Лист 47-47 об.

Протокол Кленовской партячейки от 17 июля 1921 года

Кленовским Волкомом РКП (б), секретарем товарищем Федяевым был опрошен член компартии Трофим С. по обвинению произведенным им поступке – стрельбы по лошадям.

Показал следующее:

«6 июля сего года мне заявил председатель сельсовета, что в деревне Контугановка ходят какие-то люди в солдатском обмундировании, трое, и просят хлеба. Я взял винтовку и поехал верхом на лошади. Спросил у гражданина Беляева, не видел ли проходящих лиц? – Каковой мне сказал, что проходили. Доехал я до Кленовской поскотобазы, также спросил у женщины, каковая ответила, что никого не видела. Тогда я заворотился на хутора, где никого не нашел, после чего я заехал на поля, где мною было замечено, что в хлебе ходят лошади, действительно, в посеве 8 штук лошадей. Несколько времени я бегал, выгонял их, ни с чем не мог способиться. Меня взяло горе, что последние крохи были рассеяны, дожидался урожая, каковой был весь стравлен лошадями, каковые ходили, и никто их не уводил, несмотря на то, что 3 раза уже было заявлено в милицию.

В такой обиде я, не помня себя, произвел 3 выстрела в лошадей, но нецельно, чтобы убить, а просто хотелось ранить, чтобы найти хозяина. После чего лошади убежали, но я не знал, ранены или нет лошади. О протраве хлеба, и что лошадей видели уже 3 недели, может подтвердить гражданка Контугановского общества Завьялова. Меланий выгонял из того же хлеба 24 июня и Завьялова Елена выгоняла тех же лошадей 30 июня. Больше показать ничего не могу, в чем и расписываюсь.»

Трофим С.

17 июля 1921 года

Секретарь Волкома — Федяев

Лист 60- 60 об.

Выписка из протокола от 26 июля 1921 года №19 общего собрания Кленовской волостной организации РКП (б)

Слушали:

Заслушав материал показаний по обвинению члена партии товарища Трофима С., обвиняемого в злоупотреблении – стрельбе по лошадям в поле на своем хлебе. От произведенных выстрелов 1 лошадь убита, 2 ранены.

Товарищ Трофим С. подтверждает свои показания, мотивируя, что, находясь добровольцем в Красной Армии с 1918 года, прибыл домой к обнищалому хозяйству, а считанные крохи пришлось посеять при помощи своего отца … Увидев чужих лошадей и в без того плохо родившемся хлебе, он пришел в отчаянное состояние, не вынес и произвел выстрелы по лошадям, ходившим в его полосе.

Трофим С. заявил: «В данный момент я глубоко раскаиваюсь в произведенном мною поступке и прошу ячейку не принимать жестоких мер наказания, как к члену партии.»

Тов. Романов подтверждает повреждение посевов хлебов.

 

Постановили:

Поступок тов. Трофима С. считать весьма предосудительным, отдать его партийному суду, прося таковой смягчить его вину по следующим соображениям: протрава доказана в количестве всей посевной площади яровых культур, лишая его, может, годового запаса и семян, в перспективе чего – голод и бедствие целого семейства. Товарищ Трофим С. под впечатлением всего выше сказанного и не в состоянии отбиться от лошадей, травящих хлеб, легко мог прийти в состояние невменяемости, в каковом и произвел выстрелы по лошадям.

Просить у компартии приостановить дело от разбирательства народного суда, каковое передано милицией народному судье 3 участка пос. Ачит. А разобрать дело в партийных кругах.

26 июля 1921 года

Председатель Колпашин

Секретарь Федяев

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий