О чем шумят березы

О чем шумят березы

Автор: Шарц Александр Кузьмич, директор Пермской центральной научно-технической библиотеки, 1963 год.

 

«Государева» дорога в Сибирь-олицетворение слез и мучений. Много раз она меняла направление следования и названия, оставаясь, по сути, все той же дорогой изгнаний, торговли, завоевания. Чего только не видели дороги в Сибирь, пока не была выбрана одна, названная Сибирским трактом.

В 1592 году на площади г. Углича был публично наказан колокол, в который звонили после убийства царевича Дмитрия. Колокол били плетками, вырвали язык-било, отбили верхний крест, отломали одно ухо и приговорили сослать в Сибирь-Тобольск. Поздней осенью 1592 года на пустынный берег при впадении реки Чусовой в Каму был выгружен ссыльный колокол. Дальше везли его сухопутно. 180 человек, 60 семей, сосланных вместе с колоколом, на специально устроенных санях, по совершенно неизвестной местности (видимо, проводниками были местные жители), по страшному бездорожью, по болотам и лесам, через Урал тащили на себе колокол весом 19 пудов и 20 фунтов (390 кг). Через год колокол был доставлен в Тобольск. Почти через 300 лет в 1891 году ссыльный колокол вернули обратно в Углич. И тоже сначала по Сибирскому тракту до Перми, а потом по Каме и Волге.

С ними колокол опальный
В этот долгий путь печальный
По снегам отправлен был,
Чтобы больше не звонил.
Чтоб не тешил больше слуха,
Оторвали ему ухо,
Чтоб к молчанию привык —
Медный вырвали язык,
Да для большего позора
Наказали словно вора:
Был он миру напоказ
Плетью бит двенадцать раз…
Бунтарей народ забыл —
Нет следа от их могил,
Но из той из ссылки дальней
Вышел колокол опальный.
Из Тобольска в Углич он
Был обратно возвращён.
Наталья Кончаловская, «Наша древняя столица»

Путь, по которому тащили колокол от устья Чусовой до Тобольска, так и остался неизвестным.

В 1596 году соликамский посадский человек Артемий Бабинов писал царю, что можно провести прямую грунтовую дорогу в Сибирь. Так появилась Бабиновская дорога, единственная, по которой разрешался проезд в Сибирь до 1763 года, когда был открыт Сибирский тракт. Извиваясь, шел он все дальше и дальше на Восток, обеспечивая связь центральных регионов России с Дальним Востоком, Китаем.

Со второй половины XVIII столетия, там, где тракт проходил полями, его стали обсаживать по обеим сторонам березами в два ряда, береза от березы — четыре аршина (2м 84 см). На отдельных участках тракта сохранились березы до наших дней. Это немые свидетели всех событий на протяжении 200 лет. На выезде из Перми была установлена Сибирская застава (нынче здесь центральная аллея парка культуры им. Горького).

Сибирский тракт. Березы по сторонам…Звеня кандалами, шли мимо них по 100, 200, 300 и иногда по 500 человек уголовные преступники, связанные веревками, и партии политических ссыльных на каторгу и вечное поселение. Шли долго, по два года. За арестованными, обыкновенно, тянулись подводы, в которые подбирали умерших и доставляли в ближайшую пересыльную тюрьму. Отсюда и пошла поговорка: «Доставить живого или мертвого». Если же арестованному во время перехода удалось бежать, то конвой хватал первого, попавшегося на дороге и прикручивал его веревками к партии, которая сдавалась по счету конвою на пересыльных этапах.

Через каждые 330 верст по Сибирскому тракту строились конвойные роты. Такое здание конвойной роты сохранилось в г. Перми до наших дней (на углу ул.К.Маркса и Краснова).

Здание конвойной команды, Пермь, одноэтажный каменный дом на углу ул. Сибирской и Краснова, № 37 Фото: ВК «История Перми»

В этом здании имеется глубокий подвал с массивными каменными стенами. На первом этаже, где не было окон на улицу, а только во двор, отдыхал конвой, а в подвале содержались заключенные. В одной из комнат западного крыла подземелья Пермской конвойной роты автор этих строк около 40 лет назад на стене обнаружил надпись: «Федор Достоевский. Январь 1850 года»

И ниже была ещё одна надпись: «Николай Чернышевский. Май 1864 года».

По Сибирскому тракту подходили каторжане к столбу, разделяющему Европу и Азию. Здесь заключенные останавливались, вставали на колени и, независимо от времени года, брали горстями землю, бережно завертывая её в свои арестантские лохмотья. Землю эту они несли с собой, как память о Родине. В бураны и лютые морозы голыми руками разгребали снег и ногтями до крови ковыряли мерзлую землю, чтоб хоть кусочек взять с собой. Ведь дальше была Сибирь…Изгнание…Мучительная каторга…Смерть вдали от родной земли.

Не доходя 18 км до с. Тугулым Тобольской губернии, опять останавливался конвой с заключенными у капитального каменного столба с надписью: «Россия-Сибирь». Заключенные останавливались, снимали шапки, земно кланялись, произнося слова: «Прощай Россия-матушка!» и под хриплые крики конвоя шагали дальше. На любом своем отрезке Сибирский тракт полит слезами и кровью русского народа.

По нему до 1883 года прошли сотни тысяч заключенных, проехали и прошли сотни тысяч переселенцев в поисках счастья, прошли многие деятели нашей культуры, науки, техники.

  • И. И. Ползунов -знаменитый изобретатель первой паровой машины.
  • К. Д. Фролов -знаменитый русский гидротехник.
  • А. Гумбольдт – путешественник и ученый.
  • А. Брем – автор многотомного труда «Жизнь животных».
  • И. И. Лепехин – ученый.
  • Н. М. Пржевальский – знаменитый путешественник и ученый.
  • П. К. Козлов – выдающийся путешественник.
  • П. П. Семенов Тян-Шанский – знаменитый путешественник, ученый.
  • А. П. Чехов – писатель.
  • И. А. Гончаров – писатель.
  • К. М. Станюкович – писатель.
  • В 1790 году по Сибирскому тракту проехал в Якутию А. Н. Радищев-автор «Путешествие из Петербурга в Москву».
  • В 1835 году в Пермь в ссылку прибыл А. Герцен.
  • В январе 1850 года, закованный в кандалы прошел Ф. М. Достоевский.
  • Вслед за ним по этапу прошли петрашевцы, среди которых был поэт А. Н. Плещеев:

Вперед без страха и сомненья,
На подвиг доблестный, друзья,
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!

  • В августе 1826 года под усиленной охраной прошли 121 человек декабристов.
  • В 1864 году, закованный в кандалы проследовал Н. Г. Чернышевский.
  •  Прошли первые революционеры 70-ых годов XIX века.
  • В ссылку в г. Пермь прибыл В. Г. Короленко.

Каждый сантиметр Сибирского тракта-живая история общественной мысли и революционного движения царской России.

Сибирский тракт был свидетелем того, как перевозили ценнейший памятник русского камнерезного искусства XIX века. Ранней весной 1843 года в Пермь была доставлена с Колыванской фабрики, что на Алтае, ваза весом 1160 пудов (19 тонн). «Царицу ваз», как стали её называть, изготовили крепостные умельцы из ревневской яшмы по проекту архитектора А. И. Мельникова. Работа продолжалась 14 лет. На специальных санях, в которые впрягли до 180 лошадей, вазу привезли в Пермь. Откуда её на специально построенной барже, по Каме, Волге, Мариинской водной системе, соединяющей бассейн Волги с Балтийским морем, доставили в Петербург. С берега Невы втащили в Эрмитаж через разобранную стену, которую снова заделали.

А летом 1845 года от Перми до Екатеринбурга двигалась очень оригинальная процессия. Для торжественного обеда горного начальника Уральского хребта В.А.Глинки было приказано поймать и доставить в Екатеринбург живого осетра весом не менее 5 пудов. Целая экспедиция из 50 человек рабочих, рыбаков, плотников, конюхов разместилась под открытым небом в устье реки Мулянки около Перми. Полуторасаженного осетра весом 6,5 пудов выловили раньше установленного срока. Осетра содержали в сетях. Сделали огромного размера кадь и установили её на специально сделанную телегу. Телега имела 6 осей, 12 штук колес. В кадь влили 300 ведер ключевой воды и через 10 дней осетр по Сибирскому тракту живым был доставлен в Екатеринбург.

Так пронеслись над Сибирским трактом два столетия. Шумят за бровками его березы.

 

Оставьте комментарий