О трех Бисертях

Автор: Валерий Ганькин //Городок. – 2015. – 9 янв. (№2). – С. 18-19

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.

(С. Есенин)

В постсоветский период происходит интересное явление — возрос интерес к истории «малой родины»: проводятся дни деревень (даже давно исчезнувших), сел, поселков, составляются родословные, выходят сборники об отдельных поселениях, районах. С интересом прочитал из этой серии сборник «Бисерть (железо, лес, земля и люди», автор — Р.А. Печуркина, Екатеринбург, «Сократ», 2013 год. Признавая бесспорную ценность этого издания, не могу не поставить вопрос: истинна ли дата 1735 год, которую считают годом основания этого поселения. Известно, что Горнозаводская линия была сооружена по указанию начальника Уральских горных заводов В.Н. Татищева. С возникновением Екатеринбурга в 1723 году сухопутное сообщение с центральной Россией выпрямилось — путь пошел на Подволошную, Уткинскую слободу, на Гробово Поле, Бисерть, а оттуда на Кунгур и Егоршинский завод и на Казань. В указе от 19.02.1747 года «О содержании крепостей в заводском ведомстве» было сказано, что «из крепостей до сего построенных при пограничных (!) местах для охранения от бунтующих воров башкирцев за нужно признается содержать с положенным при них военным снарядом по Кунгурской дороге при Гробовом Поле, Киргишанскую, Кленовскую, Бисертскую и Ачидскую». (ГАСО, ф. 34. оп. 1, д. 84, л. 69.)

Касательно дат основания указываются: 1723 год — острожки Кленовской и Гробовский, 1734 — Киргишанский, 1735 — Бисертский, и после под Березовой Горой в 14 верстах от Киргишанской ставится Березовая Застава:

«Прежде между станциями Кленовской и Киргишанской на расстоянии 32 верст не было перемены лошадей, переезд же через гору, особенно во время весенней и осенней распутицы, затруднен: это и заставило устроить промежуточную станцию».

Первоначально упомянутые были острожками и крепостицами Горнозаводской линии:

«Крепость — стратегический пункт с воинским гарнизоном, имеющим долговременную, укрепленную из камня, земли, оборону из стен и валов, хорошо вооруженным запасами, имеющим самостоятельное управление. Острог — воинское поселение, обнесенное деревянной оградой, стена устроена из кольев, заостренных кверху, проживали здесь воинские люди, занимающиеся охраной обозначенных рубежей, ремеслом, земледелием, содержанием дорог, охраной почтовых станций».

Надо напомнить, что обустройство Большого Сибирского (Московского) тракта происходило в 1745-1783 годах, а в 1798-1811-м он был реконструирован: его расширили, окопали канавами с двух сторон, осадили березами, тонкие места покрыли щебнем, на речках возвели добротные мосты, этот тракт находился в хорошем состоянии, пока не был перегружен транспортом.

Что касается Сибирского тракта, то он был пущен в 1781 году, а официально утвержден «государевой» дорогой в 1783-м, хотя этот еще не обустроенный маршрут использовался где-то с 1745-го, а безвинно можно было ездить с 1763-го.

А история Большого Сибирского тракта такова.

Из-за отсутствия дорог сообщение европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось по речным путям. Из сухопутных путей существовала Бабиновская дорога, заменившая собой дорогу Чердынскую. Из Казани через Елабугу на Соликамск была проложена Арская дорога. В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами. 12(22)ноября 1689 вышел указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении сорока лет это решение оставалось на бумаге. При Петре I путь из Европы в Азию по-прежнему состоял из множества сухопутных дорог, волоков, водных путей. Путешествие этим маршрутом описано протопопом Аввакумом в «Житии» и во второй части «Робинзона Крузо».

В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславовичем. В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Бурипский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхты, а также Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Три года спустя правительство принялось наконец за обустройство Сибирского тракта, закончено оно было только в середине XIX века. Сибирский тракт шел из Москвы через Муром, Арзамас, Козмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень. Тобольск, Большие Уки (Рыбино), где создан музей-заповедник «Московско-Сибирский тракт», Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем).

Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган — крупную заставу на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай. В середине XVIII в. путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шел через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее, как ранее. В конце XIX века Сибирский тракт уже не мог — удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали…

Картина этих острожков была такова:

«Село Кленовское именуется крепостью: село обнесено стеной с четырьмя деревянными башнями, две из которых проезжие, с воротами. На каждой башне было установлено по одной пушке и имелись другие артиллерийские припасы, на башне висел набатный колокол». (ЦГАДА ф. 1355, от№1106, л. 292.)

Возможно, острог заграждал небольшой ров либо естественное водное препятствие. Службу несли служилые люди, которые освобождались от государственных налогов и повинностей. За свою службу они получали весьма небольшое жалованье деньгами и продуктами. Денег этих на прожитье явно не хватало, поэтому приходилось им ко всему активно заниматься и собственным хозяйством. Служилые люди XV-XVIIвв. делились на служилых «по отечеству» (служба в основном передавалась от отца к сыну) и «по прибору» (набирались из представителей податных сословий, лично свободных). Служилые люди «по прибору» (стрельцы, казаки, пушкари, воротники, толмачи и другие) формировались в ходе военных реформ середины XVI в. За службу получали жалованье (денежное, натуральное и в форме земельного надела на поместном праве). По правилам того времени в остроге должны были быть церковь, амбары для хранения припасов: хлеба и соли. Вооружение острога состояло из пушек и пищалей.

Пищаль — общее русскоязычное название ранних образцов средне- и длинноствольного огнестрельного оружия с прямым (не нарезным) стволом. Существовали как ручные пищали (известные под названием «ручница», «самопал», «недомерок»), так и крепостные, предназначенные для стрельбы со стен укрепления, треноги или лафета. Словом «пищаль» также нередко именовали пушки. Различали разнообразные виды пищалей-орудий: крепостные, осадные, стенобитные, полковые, полевые, железные, стальные, медные, бронзовые, чугунные. В качестве снарядов использовались преимущественно железные или чугунные ядра (для ручных пищалей -пули). Деревянные крепости успешно противостояли врагу, выдерживая длительные осады, но совершенствование военной техники и частые пожары предрешили замену деревянных крепостей на каменные.

Итак, эти пункты сначала были крепостцами, затем через них прошла единственная сухопутная дорога в Сибирь, после была устроена вольная почта, о чем есть рапорт В.Н. Татищева:

«По сему до учреждения прямой дороги разеудил я определить почты от Уктуса 1) в д. Подволошной, 2) на Утке, 3) в Верх Бисерти, 4) на Ялыме, 5) на Ключах. И на каждой поставить для отправления писем по драгуну, а особливо на Ялыме и Верх Бисерти, письмо умеющих, понеже в протчих суть попы и дьячки для записки, когда с кем письма посланы будут, дабы не пропали, також и прогоны им платить безсмятно будет».

Сведения о крепостцах Горнозаводской линии будут неполными, если не представить их «биографию».

В 1735 г. по распоряжению Татищева в районе будущего селения Бисерть переселенцами из Кунгурского уезда были построены три крепости: Верх-Бисертская. Кленовская и Бисертская. Крепости были построены с целью устройства здесь станции для проезжих, охраны дороги и страны к северу от нее от башкир, ибо в это время начинался башкирский бунт. Поэтому в Бисерти была выстроена деревянная стена, селение снабжено ружьями и пушками и получило название Бисертской крепости.

Первое упоминание о селении Ачит найдено в документах Центрального государственного архива древних актов в делах оренбургской экспедиции Сената о подавлении восстания башкир в 1725-1726 годах. В этом же деле помещен Указ императрицы Анны Иоанновны от 5 сентября 1735 года «О… починке Сибирского тракта», который было предписано объявить поручику Бранту. Сохранилось доношение поручика Бранта в канцелярию Главного правления Иргинского завода об осмотре 24-25 января 1736 года новопоставленной Ачитской крепости. С 1736 года селение Ачит — крепость на Сибирском тракте.

Самое раннее упоминание о Кленовском находится в материалах Пермского государственного архива:

«Кленовская небольшая крепостца, в Екатеринбургском ведомстве, при речке Пути, впадающей в реку Бисерть, принадлежит к Уткинской онаго ведомства слободе».

После очередного башкирского восстания в 1735 г. с. Гробово, Кленовская и Киргишаны были превращены в крепости, составляющие вместе с Красноуфимском и Ачитом заслон для прикрытия горнозаводского Урала от набегов с юга, далее в самом Уральском хребте — Гробовская, Кособродская, Полдневая, Щелкунская.

Не могу не напомнить о значении слова «Гробово» (сейчас поселок Первомайский), так как есть «знатоки», которые утверждают, что здесь делали домовины. Название — от первого поселенца: в документах им был «Трофимко Ондреев, сын Гробов».

Что касается Бисертской крепости, то она по очередности — за Ачитской, а далее Кленовская. Во время пугачевского восстания крепость своего предназначения не выполнила, так как была просто сдана без боя. После строительства дороги (Сибирского — Московского тракта) крепость стала еще и перевалочным пунктом, где имелись почтовая станция, трактир и прочие службы для обеспечения проезжающих. Ныне Афанасьевский поселок. 

 

Карта 1916 года

Стала селом с 1856 года в связи с началом действия церкви во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, она была в деревянном исполнении, однопрестольная закрыта в 1941 году, вновь восстановлена в 1991-м. По данным на 1869 год:

«Бисертское (Бисертская крепость), дворов — 222, мужчин — 523, женщин — 633, церковная православная часовня, волостное правление, сельское училище, почтовая станция, полуэтап, пристань, торжков — 2, мельниц — 3, кузен — 6».

При подворной переписи 1888-91 годов:

«Афанасьевское (Бисертское, Бисертская крепость) — на реках Бисерть и Тюш, на Сибирском тракте, от Красноуфимска — 43 версты, через Ялым и Шиловку — 35. врача — 49, 1 церковь, земская школа, 2 винных лавки, 2 лавки, 5 кузен, 1 мельница, земский фельдшер, ближайшая деревня Аликина в 4-х, до Ачитского базара-21. торжки -18 января и 16августа (это по н.с. -31.01 -Афанасьев день, и на Третий (Хлебный) спас, что 29.08), вода из двух речек, русские государственные». Тогда здесь было: дворов — 254, мужчин — 628. женщин — 668, всего — 1296, лошадей — 456, коров — 463, на 1 двор — 4,1 живности, на 1 работника земли 9,5 десятины. Помимо этого, из кустарей: один гармонщик, 10 кузнецов, 1 сапожник, 1 столяр, 2 чеботаря, 1 шерстобит, в отхожем промысле 10 пильщиков, 3 плотника, в селе было 7 кузен. Даже при первой советской переписи 1926 года село не утратило первоначальное название: «Бисерть (Афанасьевское, Бисертская крепость), дворов — 421, мужчин — 813, женщин — 950, всего — 1763».

Не все знают (об этом я неоднократно упоминал): в «Записках» А.Н. Радищева читаем:

«В Бисертскую приехали 7-го часу в девятом и переехали Бисерть — быструю реку и обедали в Ачитской. Съели курок. От Бисертской до Ачитской долины с пашнею и около живут татары, а хлеб дешевле в Ачитской».

Было это в мае 1797-го. В 1837-м по приказу императора Николая I-го старший сын, цесаревич Александр Николаевич (в будущем, с 1856-го, император Александр II), был со свитой в восточных губерниях империи. В свите поэт В.А. Жуковский. Он пишет: «Переезд из Перми в Бисерск. Виды по дороге Урала. Ночевали в Бисерске на почтовой станции, на другой день переезд из Бисерска в Екатеринбург». Было это 25 мая (6 июня по н.с.) 1837 года.

Теперь о Бисертском заводе. 

В фонде Красноуфмского краеведческого музея есть такие данные: в 1869 году здесь было домов — 663, мужчин — 2060, женщин — 2253, кроме того, церкви — православная и единоверческая, волостное правление, железоделательный завод, мельница. «Бисертский завод — волость и община, на реке Бисерти, до Сибирского тракта и ближайшего села Киргишанского — 5 верст. Красноуфимска — 93, Ачитского базара — 72: 2 церкви и 1 заштатная. 2 земских школы, 2 винных лавки, 16 кузен, 4 мельницы, земский врач, фельдшер, мировой судья, судебный следователь, вода из пруда, 7 ключей и 141 колодец. Русские, горнозаводские, частные» — это из материалов подворной переписи 1888-1891 годов.

Было тогда 1058 домов с населением 5491, в том числе мужчин — 2714, женщин — 2777, держали лошадей — 1244, коров — 1203, было 2 земских школы. На свороте на современный поселок Бисерть (думаю) на местные (и без того скудные) средства поставлен капитальный столб с надписью «Бисерть-1735». Это я увидел по телеканалу «ОТВ». К сожалению, приходится встречаться с удивительными искажениями.

Мои аргументы:

во-первых, во всех источниках пишется, что Бисертский завод основан в 1760-61 годах, а официально пущен 5(16) ноября 1761 г., и первым владельцем был Григорий Акинфиевич Демидов.

Во-вторых, село Бисертское и Бисертский завод — не одно и то же, т.е. село — это нынешнее село Афанасьевское. Была отдельно Бисертская крепость (на правом берегу реки Бисерть, она была уже на военном назначении при Голубцове — 5: Владимире Владимировиче, в 70-х годах Х1Х-го столетия (см. мою ст. «Голубцовские были»), там говорится о селе и крепости: «Шонохов поехал в Бисертскую крепость по господскому делу. Устин Галкин приехал с подводами овса везти в Бисерть село». А о Бисертском заводе ни слова, так как они обеспечивались по линии горнозаводской, а также за счет своего хозяйства, и поэтому не допускались даже такие известные конкуренты, как Голубцовы, которые были почитаемы как бывшими крепостными, так и уездными чинами, губернаторами, великими князьями. В-третьих, завод же был в стороне от Сибирского тракта: как он мог быть по низине, тем более в рапорте В.Н. Татищева еще до основания Горнозаводской линии картина была такова: «понеже от Подволошной до реки Бисерти верст 150 жилья нет» (получается, от Межевой Утки до переправы в районе будущей крепости цы было безлюдно). В-четвертых, есть упоминание о Верх-Бисертской крепости, видимо, она не была основана, хотя в документах той поры есть данные о Верх-Бисертском Уте, о Старо-Верх-Бисертском, в которых было небольшое население — соответственно: 24 двора при 115 жителях (49-66); 12 дворов при 88 жителях (49-39). В-пятых, да, в «Записках» А.Н. Радищева есть запись: «от Быково до Бисертской — 90 (верст)», это же до крепости и села, а не завода, который в левой стороне, в низине. В-шестых, есть данные, что на месте завода жили марийцы-кунгуряки, которых заводчик изгнал, и они основали новые поселения -Старобухарово и Накоряково. В-седьмых, в те времена Средний Урал был малолюден и малоизучен: «того ради назначил я им перемену к Уктусу в деревне Верх Бисерти от них верст с 60 к Кунгуру, в селе Ключах, положа за 50 верст, ибо версты немеряны». В-восьмых, в сборнике «Бисерть» есть уникальная карта в подтверждение моих аргументов». (От ред.: копия карты имеется в редакции.)

Вот таковы мои аргументы в пользу того, что было три Бисерти, жителям которых желаю добра и здоровья, а редким знатокам — дальнейших открытий о своей малой родине.

Валерий Ганькин//Городок. – 2015. – 9 янв. (№2). – С. 18-19

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий