Дорохов Михаил Иванович
Автор: Из музея Кленовской школы
О годах учёбы в Кленовской средней школе с 1931 по 1941 гг.
Поступил я учиться в первый класс в с. Кленовском неполной средней школы осенью 1931 года.
В то время специального здания школы в с. Кленовском не было. Занятия проходили в двухэтажном здании белого цвета. Это здание сохранилось до настоящего времени. Рядом с этим зданием находился второй пятистенный дом. Вокруг зданий был обширный двор с добротными дворовыми строениями, где находились помещения для скота и хранения сена, расположенные под крышей.
В устье реки Пут, при впадении его правой протоки в реку Бисерть, было большое двухэтажное здание Г-образной формы. Здесь до революции находился кожевенный завод, позднее деревообрабатывающая мастерская. Рядом с этими зданиями были расположены три искусственных озера. Берега этих озёр обсажены тополями, черёмухой и другими породами деревьев. Некоторые деревья и признаки озёр сохранились до сих пор. Озёра наполнялись водой из большого красивого пруда. В устье реки Пут, на правом берегу, была большая водяная мельница. В общем, это место одно из красивейших мест не только в Кленовой, но и во всей близлежащей округе, даже в районе и области.
К сожалению многие детали учебного процесса мною забыты, ибо с того времени прошло 55 лет. Первой учительницей у нас была Будрина Ольга Васильевна. Это была женщина в возрасте, где-то лет 40, высокого роста с продолговатым лицом. Директором школы был, по-моему, Якимов Михаил Александрович, он проживал в пятистенном доме на другой стороне реки Бисерть. Это место почему-то называлось «Ермальское». Школа имела подсобное хозяйство. Сажалась, обыкновенно, несколько гектар картошки. Поле это находилось, как раз, напротив дома директора, на склоне горы. Для уборки картофеля каждую осень привлекались ученики 4-7 классов. Неоднократно принимал участие в уборке картофеля и я. Помнится, в школе был завхоз. Содержались одна или две лошади. В пятистенном доме была кухня, где варили, обычно, суп для питания школьников. Для обслуживания кухни было установлено дежурство классов.
Кроме этого здания, занятия 3-их, 4-ых, 5-ых классов проводились в двух зданиях в центре села, на так называемом, угорчике. Эти здания были двухэтажные. Нижние этажи были каменные, в них размещались магазины. Вторые этажи были деревянные, в них проходили занятия. Напротив этих домов (они сгорели при пожаре в начале 80-х годов), находилось здание сельского совета, где секретарём в течение многих лет, вплоть до ухода на фронт, работал мой отец, Дорохов Иван Матвеевич.
Примерно в 1938 году на фундаменте бывшего кожевенного завода было построено большое двух этажное здание школы. С этого времени в школе был уже 8-й, 9-й и 10-ый классы.
В предвоенные годы в школе хорошо была поставлена оборонно-спортивная работа. Хорошо работали кружки БГТО, ГСО, ПВХО, Ворошиловский стрелок. У многих учеников в то время на груди всегда можно было видеть значки. Значки висели на двух цепочках и при ходьбе позвякивали. Для получения такого значка нужно было много потрудиться. Требовалось сдать специальные нормы и ответить на ряд теоретических вопросов. В пришкольном саду был оборудован спортивный городок, где были турник, брусья, конь, волейбольная и баскетбольная площадки. В зимнее время спортивных коньков, конечно, не было, катались кто на чём. Редко у каких ребят были стальные коньки, большинство катались на деревянных, подкованных железом или пластинкой из серпа. У меня коньки были «снегурочки», с загнутым концом. На коньках я катался неплохо. Проводились также соревнования и сдавались нормы на значок БГТО, по ходьбе на лыжах. В хорошую погоду перед зданием школы каждое утро проводилась физическая зарядка. Руководил всей оборонно-спортивной работой «Осоавиахима» военрук школы Василий Георгиевич Голиков. Он был неплохим спортсменом, выпускником Ленинградского института физкультуры Лесгафта.
В школе также, по — моему мнению, неплохо была поставлена работа художественной самодеятельности. В школе был струнный оркестр, в котором активно участвовал и я. Я сравнительно хорошо играл на балалайке и мандолине. Был в школе и хор мальчиков и девочек, работал драматический кружок. Хорошо помню, как наш школьный струнный оркестр и хор давали концерт в клубе. Клуб в с. Кленовском стал работать на втором этаже здания на угорчике, когда школа освободила это помещение. Давать спектакли мы даже ходили пешком в деревню Киселёвка. Руководил художественной самодеятельностью опять же В.Г.Голиков.
В школе работала комсомольская организация. Хорошо помню, как меня принимали в КИМ (Коммунистический Интернационал Молодёжи), когда я был учеником 7-ого или 8-ого класса. По — моему была в школе и пионерская организация, но почему-то я пионером не был и пионерского галстука не носил. Более отчётливо помню время учёбы в 10-ом классе. Наш класс был первым выпускным в истории Кленовской средней школы. В классе всего 12 человек: 6 мальчиков и шесть девочек. К великому сожалению, я не могу назвать фамилии, имена и отчества всех выпускников этого класса. Вот некоторые из них:
- Крохалёв Елий Иванович,
- Феденёв Леонид,
- Тищенко Николай,
- Романов Иван,
- Феденёв Виктор,
- Дорохов Михаил Иванович,
- Дудоладова Полина,
- Токарева Зоя.
Из преподавателей помню:
Директора школы – Никольского Дмитрия Николаевича,
Учителей:
- Пономарёв Аркадий Михайлович,
- Семёнова Зоя Бонифатьевна – учительницу литературы, о ней у меня остались самые душевные воспоминания.
Выпуск первого 10 класса состоялся 15 июня 1941 года, т.е. за неделю до начала Великой Отечественной Войны.
К счастью все мальчики к концу войны остались живы. Уже в послевоенное время мне удалось встретиться с Романовым Иваном. Встретились мы с ним совершенно случайно в г.Москве на Красной площади. Он был в форме офицера военно-воздушных сил в звании старшего лейтенанта.
Встречался я также с Феденёвым Леонидом. Мне известно, что во время войны он был военпредом на одном из военных заводов г.Челябинске, который выпускал танки. Вскоре после окончания войны он скончался очень молодым. Крохалёв Елий Иванович, который по состоянии здоровья в Советской армии не служил, в настоящее время проживает в районе г. Первоуральска. К сожалению, с остальными выпускниками мне больше встретиться не пришлось и судьба мне их неизвестна.
Ну, а я в июле 1941 г. Был призван в Советскую армию и был направлен в г. Свердловск, где я прошёл придирчивую медицинскую комиссию и был зачислен курсантом 27-ой военно-авиационной школы пилотов первоначального обучения.
В этой школе мы учились теории полёта и летали вначале на самолётах ПО-2, а затем на УТ-2. Здесь на аэродроме около г. Арамиль я впервые, одним из первых в школе, вылетел самостоятельно на самолёте УТ-2. Лётчиком – инструктором у нас была молодая красивая девушка – Бурдина Галина.
В общем, в первые годы войны я учился в нескольких школах военных лётчиков. И в 1943 г. я закончил полный курс обучения в Бирмской школе военных лётчиков-истребителей и получил воинское звание «младший лейтенант».
Школа находилась в г.Абакане Хакасской автономной области. Затем вместе с другими выпускниками этой школы был направлен для прохождения дальнейшей службы в 20-ый запасной авиационный полк, дислоцировавшийся в г.Новосибирске. Здесь в течение почти целого года с осени до конца 1944 года, я наряду с учебными полётами, участвовал в перегоне американских истребителей «Аэрокобра», которые поступали к нам по Ленд-лизу. Эти и самолёты других типов перегоняли наши лётчики с Аляски через весь Дальний Восток на фронт. Всего мною было перегнано более 100 самолётов.
Затем, в конце 1944 года, после ряда просьб, я вместе с другими лётчиками был направлен в г.Москву. Здесь, вопреки нашим желаниям попасть на фронт, нас направили на дальнейшую учёбу в Высшую школу воздушного боя в г.Люберцы в пригороде г.Москвы. Будучи слушателем этой школы, мне неоднократно приходилось участвовать в воздушных парадах над Красной площадью г.Москвы. Прошёл я и полную подготовку к воздушному параду Победы, но ввиду нелётной погоды, авиация в параде не участвовала. Затем я служил в 265-ом истребительном авиационном полку, находившемся в г. Рига. В 1946 г. Наш полк переходил на реактивные самолёты. Во время медицинской комиссии по состоянию здоровья для полётов на этих самолётах я не был допущен. На этом моя авиационная карьера и закончилась. Затем, после демобилизации в 1946 году я возвратился в с.Кленовское, где в течении полугода работал учителем в Кленовской средней школе. Затем, по семейным обстоятельствам пришлось уехать опять в г.Люберцы под Москву. Затем я поступил в органы Внутренних дел. Закончил с отличием Высшую школу милиции по специальности «эксперт-криминалист». После окончания школы меня направили в Эстонскую ССР в г.Таллин. Здесь я в течении длительного времени работал старшим экспертом, а затем начальником криминалистической лаборатории. В 1974 году в звании подполковника ушёл на пенсию. В настоящее время проживаю в г.Таллине.
Михаил Иванович Дорохов Июнь 1986 год
Свежие комментарии