Салаева Антонина Фёдоровна
Салаева Антонина Фёдоровна с мужем Александром Александровичем, 2009 г.
Моя бабушка,Салаева Антонина Фёдоровна, родилась 22 октября 1938 года в селе Большой Ут Ачитского района, Свердловской области. Она — дочь погибшего отца, Десяткова Фёдора Пименовича, который призывался в армию в Ачитском районе за год до Великой Отечественной Войны.
Десятков Фёдор Пименович, 25.07.1941 г.-декабрь 1941 г.
Служил он на Украине в пограничных войсках.
«Когда началась война, — рассказывала бабушка, — мне было около 3-х лет, а брату ещё меньше. Я смутно помню, как мама не раз читала какой-то листочек и плакала. Это было извещение-похоронка о том, что мой отец пропал без вести в декабре 1941 года. После смерти мамы последнее его письмо хранится у меня. Письмо написано карандашом и не всё в нём понятно, но его содержание я помню от мамы.
Письмо от известного вашего мужа, добрый день.
Здравствуй, дорогая жена Ниночка и миленькие мои деточки, Тоня и Лёня,
шлю я вам свой сердечный привет и желаю всем хорошего и доброго здоровья.
В первых строках своего письма я вас уведомляю в том что, я в настоящее время нахожусь, жив и здоров, но завтра не знаю, дорогая Ниночка, едем мы к самой Германской границе. Старую границу уже переехали, а вы Ниночка, наверное, знаете, что делается на границе, потому-то, по радио сообщают во все стороны что делается на советских границах. Да дорогая и милая моя Ниночка, и любезная моя Тоня, и милый сыночек Лёня, сегодня я жив, а завтра с вами быть может, придётся распроститься и закрыть свои глаза навсегда. Ну, дорогая Нина, очень не расстраивайся, возможно, вернусь домой. Нина вы не плачьте раз такая наша судьба, надеюсь на перелом. Дорогая Нина, передай привет от меня мамаше, Симе с Раей, а так же всем знакомым.
Вот Ниночка всё, до свидания.
Ваш муж Десятков Фёдор Пименович.
Письмо пишите по адресу:
Напоследок целую вас много раз, но жаль расставаться с вами.
Ниночка до свидания.
Моя мама, Нина Афанасьевна, умерла в 69 лет в 1988 году. Теперь я осознаю, как трудно было женщинам в военное и в послевоенное время. На их руки, на их хрупкие плечи столько всего навалилось! Недаром в народе пословица гласит: «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик». Вот именно женщины такими и были. Работали от зари до зари. Уйдут наши мамы на работу, мы спим. С работы придут, тоже спим. А они когда спали!?
У нас была корова-кормилица, да и не только у нас, у всех почти. Женщины сообща готовили и сено, и дрова, в общем помогали друг другу, очень были сплоченные. У нас в глубинке был колхоз и Артель «Труженик». В Артели работали моя мама и её сестра. Во время войны всё производство было устроено в помощь фронту. Там ткали, плели из мочал кули, попоны для лошадей. Кули, в которые поковали патроны, снаряды и кое-чего еще, отправляли в Свердловск. А ведь мочала приготовить, большого труда требуется. И после войны этими мочалами тоже занимались, но из них уже делали щётки, кисти для побелки, разноцветные сумки и пружинные матрасы(там мочало было под обшивкой).
Мы уже подросли, и с мамой и другими семьями ходили в лес снимать лубки с лип, которые шли на мочала. Тут нужна сила, это нелегко! Мама нам подсказывала, куда просунуть палку, чтобы суметь снять лубок. В общем, дети везде с родителями трудились: и в поле, и дома. А мочалами-то зимой в домах все поголовно занимались. Невозможно представить, как это мы всё перенесли, в каких условиях жили! И после войны долго ещё жили нестабильно, но хоть хлеб был. А налоги, какие были! Есть, нет у тебя, отдай государству мясо, яйца, молоко, и на займы деньги надо, а ведь не у каждого они были. Свекровь рассказывала: «Получим на трудодни муки, с ребятками младшими понесём за 10км на базар, продать, чтобы заплатить налог».
Старшие ребята работали, кто на свинарнике, кто на ферме, кто на торфянике. А бывало, приходит бригадир в школу и просит учительницу, чтобы вместе с детьми помогли накладывать картошку в вёдра. Это мы, ученики младших классов! А взрослые вываливали картошку в грузовик. Поле было вблизи школы, и при уборке картофеля без нас не обходилось. Лошадкой выпахивали, а мы собирали. В обед женщины нас старались хорошо накормить, сварят горячую кашу со сметаной, мёдом и молоком. Казалось всё очень вкусно и мы с удовольствием ходили на такую работу!
Не многие отцы вернулись с фронта. В нашей деревеньке только в один дом вернулись отец с сыном. У них была большая семья из восьми детей. Мы с братом часто оставались ночевать у них, они жили от нас через дорогу. В этой семье постоянно на печи сушились крапива или липовый лист, из чего стряпали «зелёные» лепёшки. Старшая сестра работала на тракторе «Фарзоне», другая сестра дояркой. Да работы в колхозе на всех хватало!
Весной и летом было легче. Все мы оживали: есть чего съесть. Собирали еловые крупянки, полевой хвощ, редьку круглую, кислицу, щавель, потом землянику, грибы, малину, черёмуху, рябину, калину, а на речке ловили рыбу… бродили мальков, краснопёрок. Всё это мы, дети, в дом тащили, а мамы работали. Сколько пришлось нам пережить: и голод, и холод. А матерям! Каково потерять своих мужей и сыновей?!»
Слева-направо: Антонина Фёдоровна, дочь Людмила. Сыновья: Алексей, Сергей, Владимир.
Муж: Александр Александрович. В центре внучка, племянница и её сын
Антонина Фёдоровна теперь тоже вдова. В феврале 2010 года от тяжёлой болезни скончался её муж, Салаев Александр Александрович. Вместе они воспитали пятерых детей: три сына и две дочери. Для своей большой семьи дедушка построил дом. Теперь дети и внучата каждый год собираются в этом доме за общим столом. На сегодняшний день у Антонины Фёдоровны десять внучат и одна правнучка. Все относятся к бабушке с теплотой и пониманием. Ещё хочу добавить, что семья Десятковых и семья Салаевых могут послужить отличным примером! Я дорожу тем, что моя фамилия — Салаева и горжусь бабушкой и дедушкой: они многому меня научили.
Слева-направо: Александр Александрович, Антонина Фёдоровна, три внучки и дочь Елена
Свежие комментарии