Бочкарев Александр Иванович

Автор: Гасников Вячеслав Георгиевич

Боевой путь гвардии сержанта

Я родился в 1925 г. в д.Афанасьевское, Нижнесергинского р-на, Свердловской обл., что недалеко от с.Кленовское в семье Ивана Ефимовича и Аполлинарии Прокопьевны Бочкарёвых (девичья фамилия-Стахеева).

В семье было трое детей: 2 девочки и я, самый младший. В 1929 г. началась коллективизация. Моего отца назначили начальником по хлебозаготовкам. В этом же году его и убили.Жизнь была очень трудная. Мать после смерти отца два раза выходила замуж. Первый муж застрелился.Второй был эстонец. Мастер был на все руки. Всё что надо по хозяйству, он всё делал сам. Всё время что-то мастерил. Его репрессировали в 37 году. А я до и во время, начавшейся войны, работал в соседней д.Тюш в колхозе «Красный Партизан». Сеял, боронил, пахал.

  • Призван в армию 12 февраля 1943 г.
  • Боевую подготовку проходил в Биршлетских, Талицких лагерях в течение 3-х месяцев.
  • После этого нас погрузили в эшелон и повезли в район г.Орёл, где высадившись, мы стали готовить землянки для каждого взвода. В Курско-Орловской операции мы участия не принимали, т.к наш батальон, 20-й танковой армии, в котором я находился, в основном занимался восстановительными работами.
  • Вскоре нас погрузили в эшелон и повезли на станцию Чиповичи, что располагалась в районе р.Днепр с целью задержать продвижение противника, прорвавшего на этом участке нашу оборону. Укрепились и стали ждать. Вскоре пошли немецкие танки «Тигр». Их было 5 штук. Мои соседи по окопу, в том числе и я, стали бросать гранаты в сторону наступающих танков, но они никакого вреда им не приносили, они были неуязвимые. К нам в окоп подбежал солдат из пулемётной роты с бутылкой зажигательной смеси и бросил её в середину танка. Танк загорелся, мы все от радости закричали: «Ура!!!». Тут начался сильный пулемётный и артеллерийский обстрел наших позиций. Пулемётной очередью меня ранило в шею и слева в ребро. Дополз до своих. Они мне наспех перевязали шею и грудную клетку. Здесь проходили раненые бойцы, и я, вместе с ними, ушёл в санроту.
  • Оттуда раненых погрузили на поезд и привезли в г.Лебедин Сумской области, где раненым делали перевязку, и на поезде, отправляли в г.Котельничи Кировской области. Там наши раны стали основательно лечить. Через несколько дней, тех, кто пошёл на поправку, отправили на заготовку дров.
  • С неделю побыв на заготовке дров, меня отправили в пересыльный госпиталь в г. Свердловск, где формировалась воинская часть – 75 инженерно-сапёрная бригада. Здесь проходила учёба и занятия по минному делу.
  • Вскоре бригаду погрузили в эшелон и отправили в Белоруссию в район г.Витебска.
  • По дороге бригада остановилась для пересадки в г.Москве. Там, в Новом Иерусалиме, мы в бане мылись. Было много разрушенных церквей после налёта немецкой авиации в 1941 году. С Казанского вокзала шли пешком на Курский вокзал.
  • Прибыв на место, наш 24 -ый батальон, получил задание разминировать нейтральную полосу напротив позиций наших войск, где располагался мост. У этого моста нарвались на засаду. Немцы открыли огонь. Нашего ездового, лошадь и политрука сразу же убило. Мы открыли ответный огонь и немцы отступили. Из-за сильного огня немцев отошли к своим позициям. На второй день вечером на вожжах вытащили из реки политрука (приказ был доставить его). Также помогли вытащить из реки наш танк, хотя постоянно находились под обстрелом. Вся бригада в этих боях проявила себя геройски, выполнив все поставленные перед ней задачи. За хорошее выполнение задания фронта 75-я бригада получила название – Витебская.Вскоре произошло событие, которое изменило кое-что в нашей бригаде. В 75 инженерно-сапёрной бригаде было два батальона: наш-24, командир майор Виноградов, и 25 батальон,командира не помню. Штаб этого батальона переезжал на новое место дислокации, и случайно выехал на нейтральную полосу. Их моментально окружили немцы и взяли в плен. Мы стрелять не могли, боясь попасть в своих. В результате этого ЧП, 25 батальон переименовали в 105 –ый.
  • Затем нашу бригаду направили в Прибалтику, где мы до конца войны воевали в Курляндии, ремонтируя дороги,строя мосты и принимая участие в боевых действиях. Так наша 75 инженерно-сапёрная Витебская бригада, во состав которой входил и наш 24 инженерно-сапёрный батальон, командир, майор Виноградов, приняла участие во взятии г.Поневеж. Батальону в приказе было присвоено звание Поневежский.Перед концом войны была артподготовка, после чего мы пошли вперёд. У небольшого леска смотрим, танк немецкий вверх гусеницами лежит. Решили посмотреть. Открыли нижний люк, а там аккордеон. Этот трофей отдали лейтенанту нашего батальона, он его подлатал и стал учиться играть. В батальоне стало веселее.
    Один мост, 12 пролетный, в нужный для наступления наших войск, наш саперный батальон собрал за 35 минут. За это, на знамя нашей бригады, был нацеплен орден Красного знамени.
  • 2 мая 1945 г. нам сказали, что взят Берлин. Через несколько дней пришла Победа!!! Отовсюду с белым флагом приходили немцы. Помню, много винтовок валялось в канавах, а командир нашего батальона, майор Виноградов, перед нашей шеренгой провёл, сдавшегося в плен немецкого генерала.
  • После первых дней мирной жизни мы занимались в основном разминированием. В один из дней, разминируя поле, на мине подорвался пленный немец-минёр, что работал вместе с нами.
  • Вскоре нашу бригаду загрузили в эшелон и по всей России повезли на Дальний Восток. По дороге купались в Волге, в Байкале, где 2 дня была остановка. Привезли на станцию Отпор, что на границе с Китаем. Сделав 120 км марш-бросок, подошли к хребту Хинган. Здесь нам дали вездеходы амфибии и на них мы перебирались через этот хребет. По дороге видели подбитые наши Т-34, с погибшими танкистами. Рядом были разбитые японские артиллерийские орудия и погибшие японцы. С Хингана мы спустились к городку Хайлор. Там много валялось мёртвых свиней. Проехав далее, мы увидели Великую Китайскую стену, а потом Мукден, Чанчунь и остановились в г.Фаусин. Здесь мы разобрали и упаковали оборудование электростанции и эшелонами отправили его в Россию. Мне начальник штаба, капитан, приказал погрузить в три вагона скот, за которым и ухаживать до отправления эшелона. Через несколько дней эшелон двинулся в Россию. Выгрузились на станции Дивизионная, что в Хабаровском крае. Здесь и окончились странствия нашей бригады.
  • Начался ремонт казарм: побелка, покраска, устройство двухъярусных полатей. Построили учебный класс, где проходили занятия по подготовке сержантского состава. Занятия проходили один месяц, после чего начались экзамены по билетам. Помню, мне ещё один лейтенант подсказал ответ на вопрос: В каком году была битва на Чудском озере?
  • Ещё к нам приезжал командующий Забайкальским округом Малиновский Родион Яковлевич. Мне старшина дал указание быть дневальным. Вечером командующий, командир бригады пришли в казарму. Увидев их, я, как положено, отрапортовал, что рота находится на отдыхе. Он обошёл казарму, и они удалились в штаб.
  • Вскоре наш батальон направили в ЛЗУ (лесозаготовительный участок), где мы заготовляли дрова. Я занимался изготовлением волокуш для подвозки дров. Человек я был мастеровой, поэтому командир поручил изготовить мост через небольшую речку. С ребятами сделали всё, как положено, получив за работу похвальное слово командира, который назвал мост «Правительственным». Затем сделали баню с прирубом. После этого меня отпустили в отпуск.
  • После приезда из отпуска, нас, сержантский состав направили организовывать рабочее пополнение для строительства новых овощехранилищ. Вот в такой службе, наполненной трудами и заботами, прошло 8 лет после войны. В 1953 году я демобилизовался.


Гвардии сержант Бочкарёв Александр Иванович,1925 г.р.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий