ТАК ОТКРЫВАЛСЯ УРАЛ
Автор: Д.Губанов краевед
«Не знать, что было до того, как ты родился, значит навсегда остаться ребёнком»
ЦИЦЕРОН
Средний Урал был издавна краем малообжитым, глухим и диким. На тысячи вёрст здесь простиралась почти непроходимая тайга.
После того как Урал вошёл в состав Русского государства, начался период укрепления феодальных отношений на его земле. Русская колонизация, говорится в первом томе «Истории Урала», продолжалась несколько столетий. Она выражалась в военных походах, стихийном переселении русских крестьян и горожан на просторы Урала, а также в известной мере направлялась правительством, вызвавшим сюда «охотничьих людей» или селившим «переведенцев» из русских городов. При этом переселенцы получали ссуду для обзаведения хозяйством на новых местах, для них устанавливались льготы «по выплате налога в государственную казну». Крепостные помещичьи крестьяне объявлялись государственными, переводились на оброк в пользу этой казны. А поскольку царская казна постоянно нуждалась в пополнении, скорейшее освоение уральских и сибирских просторов должно было решить эту и другие, связанные с ней задачи.
Чаще всего русские поселения строились на новых ещё необжитых местах. Но иногда они возникали на месте более древних поселений нерусских народностей. Национальный состав поселений был обычно смешанным, установить точные даты рождения самых первых русских поселений в нашей местности едва ли возможно. Можно судить об этом лишь по первым упоминаниям поселений в документах архивов.
Во второй половине XVII века оживляется старая Казанская дорога в верховьях Исети на Уфу и Сылву. К началу XVIII века этот путь через Урал проходил из Арамильской слободы на Кунгур и далее через Оханск и Сарапул до Казани. С возникновением в 1723 году Екатеринбурга этот путь выпрямился и пошёл на Подволошную, Уткинскую слободу, на Гробово Поле, Бисерть, а оттуда на Кунгур и Егоршинский завод (Пермь) или на Казань.
Из этих сведений можно сделать вывод о том, что ещё до 1723 года существовали селения Гробово Поле (ныне с. Первомайское, расположенное по соседству с Дружинино) и Бисерть. Между тем в литературе и печати нередко утверждается, Будто Бисерть берёт своё начало с 1761 года. По – моему, это не соответствует исторической действительности. Ещё в Указе от 19 февраля 1747 года канцелярии главного заводов правления для Екатеринбургских судных и земских дел конторе «О содержании крепостей в заводском ведомстве» было сказано, что «из крепостей до сего построенных…при пограничных местах для охранения от бунтующих воров башкирцов за нужно признаётся содержать с положенным при них военным снарядом по Кунгурской дороге при Гробове Поле, Киргишанскую, Кленовскую, Бисерскую и Ачидскую» (ГАСО, ф.34, оп.1 д.84, л.69 или книга «Из истории Урала», изданная в Свердловске в 1971 году, стр.64).
Слова «до сего построенных» и Бисерскую подчёркнуты мною, чтобы обратить внимание читателей на то, что Бисертская крепость была построена ранее 1747 года, а не позже. В Указе смущает только одно название Бисерской крепости звучит в наши дни с буквой «т» после «р» — Бисертская. Однако как утверждается в научной литературе, оба названия означают одно и то же селение – Бисерть. Бисертский завод (смотри книги «Из истории Урала», стр.202 и Ф.С.Горовой «Падение крепостного права на горных заводах Урала» г.Пермь, 1961 г., стр.248).
Кстати, село Ачитское (Ачит) в наше время произносится тоже не так, как произносилось в названном указе, не через букву «д».
Крепостью был также и Красноуфимск, возникший в 1736 году. Ему в 1781 году суждено было стать нашим уездным центром.
При крепостях устраивалось правление, имелись канцелярия и небольшой гарнизон из подразделения пехоты и служилых казаков, церковь.
Одним из самых старинных селений в нашем районе считается село Кленовское. Упоминание о нём встречается в 1590 году.
Заселение нашего края русскими людьми шло со стороны Кунгура. По сведениям за 1792 год из 56 наиболее крупных населённых пунктов, имевших здесь (в Красноуфимском уезде), русские названия носили только 15. В наше время русские названия носит уже половина селений этого края. Далее. Из 400 названий рек в уезде русские названия носят менее 100, а остальные – башкирские, татарские и марийские. Следовательно, название рек возникли ещё до прихода в этот край русского населения.
О причинах наибольшего заселения Среднего Урала по сравнению с другими частями края рассказывается в книге Б. Кафенгауза «История хозяйства Демидовых в XVIII-XIX веках», изданной Академией Наук СССР в 1949 году. Назову некотрые из этих причин. Прежде всего способствовало заселению нашей местности наличие важнейшего пути в Сибирь, который постепенно благоустраивался. Имеется ввиду Сибирский тракт, строи-тельство которого проходило в 1745-1783 годах. В 1798-1811 годах его реконструировали: расширили, окопали двойными канавами по обе стороны, обсадили берёзами, топкие места покрыли щебнем, на речках возвели добротные мосты. В 1800-1811 годах строительством тракта руководил известный в России инженер Модерах. До половины XIX века Сибирский тракт занимал одно из первых мест в числе грунтовых дорого страны. Он находился в хорошем состоянии, пока не был перегружен транспортом.
Позднее о нём стали говорить и писать только плохое. Так, в 1861 году архитектор Карвовский писал, что по Красноуфимскому уезду «дорога вообще весьма неисправна, с при-надлежащими оной деревянными сооружениями и требует особенно тщательной поправ-ки». Не лучше отозвался о дороге и заведующий вольными почтами фон Гаузен в 1863 году: «На Кленовской станции при встречах с обозами или проезжающими, можно свора-чивать в сторону не иначе, как ту или иную повозку поднимать на вагах, чтобы высвобо-дить её из глубоких колей». А вот что писал Красноуфимскому уездному земскому собра-нию 5 октября 1871 года гласный Кадников: «Между станциями Киргишанскою и Нижнесергинскою не только нет каких-нибудь удобств для проезда по причине лесистой местности, изрезанной речками и топями, но даже невозможно проезжать. А между тем, путь этот на протяжении 25 вёрст». Да речек в нашем крае хватает. И если для дорожников они являлись обузой, то для промышленности XVIII века служили незаменимой двигательной силой: на них ставили мельницы и плотины для заводов.
Средний Урал является районом, удобным для земледелия, и давнее заселение его создавало необходимые условия для снабжения заводов, которые в XVIII веке стали возникать здесь, рабочей силой и продовольствием.
Вот почему колонизация Среднего Урала шла быстро. В Верхотурском уезде, в который входила и наша местность, в 1624 году было всего только две слободы и 140 деревень, в которых имелось 387 дворов, 1273 души мужского пола. А в 1680 году стало 13 слобод, 338 деревень, два села, 6 погостов с деревнями, одна заимка, два монастыря. Всего же 362 населённых пункта с 1980 дворами, 6218 душами мужского пола населения. Рост, как видно огромный – число дворов и населения увеличилось почти в пять раз.
Немало здесь было кузнецов и мелких промышленников. Их привлекали к обследованию рудных мест, с ними вместе выбирали места для постройки заводов, их использовали затем при строительстве, посылали учиться на первые петровские заводы, чтобы расширить кадры квалифицированных рабочих.
Строительством первых уральских заводов в эпоху Петра I руководил Сибирский приказ.
Так начиналось новое «открытие» Урала – железного, медного, золотого…Осваивались дикие места, строились крупнейшие в мире горные заводы, появлялись новые отрасли промышленности, новые ремёсла. На огромных пространствах вырастал промышленный район мирового значения, и сегодняшние заводы нашего района сыграли в этом немалую роль. У истоков всех этих преобразований стоял Василий Никитич Татищев – один из передовых людей первой половины XVIII века, человек глубокой культуры, умевший соче-тать широкие замыслы с практической хваткой. В 1720 году, он – тогда ещё артиллерийский офицер, — был назначен первым горным начальником уральских и сибирских заво-дов, и с небольшим перерывом проработал в этой должности несколько лет.
Рабочая сила для первых заводов на Урале комплектовалась посредством переселения мастеров из центра и принудительного труда государственных крестьян.
Русская колонизация таким образом способствовала быстрому развитию нашего края и всего Урала. Стали развиваться земледелие и промышленность, строились пути сообщения, налаживались связи с другими районами страны, было положено начало народному образованию и медицине.
Д.Губанов краевед
Свежие комментарии