О нашей малой родине и ее коренных жителях
Автор: Валерий Ганькин газета «Городок» 15 октября 2004 г.
В значительном расстоянии от Приуралья до начала Среднего Урала встречаются географические названия «Арий»: названия речек в Куединском районе Пермской области, в Ачитском районе; есть населенные пункты Верхний и Нижний Арий; село Богородское в Пермской области имеет второе название — Арий, -такое совпадение не случайно: о ком (о чем) идет речь?
Кроме того, в Ачитском районе есть река Ут и населенные пункты — Большой и Малый Ут. По одной из версий, эти топонимы от слова «удмурт», т.е. эти географические названия — следы пребывания этого народа.
Удмурты — коренной народ Приуралья
По языку относятся к финно-угорской группе. Живут, кроме Удмуртской республики, в Татарстане, Марий Эл, Башкирии, Кировской, Пермской, Свердловской областях, в том числе
- Удмуртии 497 тысяч,
- в Татарстане -25 тысяч,
- Башкирии — 24 тысячи,
- Марий Эл — 25 тысяч,
- Пермской области — 33 тысячи,
- Кировской области — 28 тысяч,
- Свердловской — 24 тысячи
Удмуртия — вторая по численности восточно-финская нация в России и пятая финско-угорская нация в мире. Самые близкие удмуртов — коми, наиболее отделенные — венгры, ханты и манси. Формирование древне-удмуртских народностей происходило в III- IX в в междуречье Вятки и Камы. В 10-12 в. южные племена Нижнего Прикамья и Вятки входили в состав Волжской Булгарии, а в 1236-1552 гг. находились под властью золотоордынских ханов и Казанского ханства. В 1489 году удмурты верхней и средней Вятки были в составе Вятской земли.
Русская колонизация вятской земли произошла в 1552-58 годах. С 1724 года удмурты были причислены к разряду государственных крестьян. Удмурты участвовали в восстании башкир против русской колонизации в 16б2-64гг., в разинском восстании в 1670-71г.г. и в последнем крестьянском восстании Емельяна Пугачева. Свою государственность в рамках РСФСР удмурты приобрели в 1920 году. когда была образована Вотская область, а с 1932 года — Удмуртская автономная область, а с 1934 года- автономная республика.
Под собственным названием удмурты впервые упомянуты в 1770 году в работе русского ученого И. П. Рычкова.
Вотяки
Русским удмурты стали известны с XII века под именами «ари, аряне, артское племя, отяки».
С конца XVIII века за ними утверждается название «вотяки». Сами же себя они называли «уд» или «одмурш», то есть человек (мурт) из племени «од» или «уд». По другой версии, само название «удмурт» происходит от названия реки Вятка-Ватка, отсюда «вадмурт» — человек с реки Вятки. От этого слова производные «отмурт», «утмурт», «удмурт».
Исследователи считают, что удмурты Приуралья имели где-то древнюю родину. По этому вопросу есть три точки зрения.
- По одной из версий, они вышли из «вотской пятины» Новгородской земли между Ладогой и Нарвой.
- По другой — их родина — страна вятичей (сейчас — Орловская область).
- По третьей версии, удмурты — выходцы с берегов верх него Енисея.
Географические названия указывают, что когда-то они жили в западной половине Вятской губернии в смежных с нею территориях Вологодской и Костромской губерний. Причина их переселения вынужденная: на их земли сначала в Х-ХI веках, затем в XIII-XIVвеках произошло вторжение: с юга — марийцев, с севера — русских. Поэтому, во-первых, шла миграция вятских племен на восток и юг по руслам рек Вятка, Кильмез, Вала, Чепца и Кама; во-вторых, их поселения стали строиться, как укрепления с окружавшими земляными окопами и валами и, наконец, сложилось даже такое поверие, что жить на одном месте — не быть счастью: от этого будут умирать дети и скотина (во второй половине XIX века на 100 семей приходилось 493 ребенка, из которых оставались живыми 263; годовой прирост населения в 1872 году составлял всего 1,6%. В результате вынужденных частых переселений появилась оригинальная деревянная архитектура : «Они без сожаления ломают свой селения и легко переносят свои дома и дворы на другие места; самый способ сооружения вотяцких жилищ из удобноразбираемых бревен благоприятствует такой их подвижности».
Удмуртам в смысле обитания очень не повезло: наряду с русской и марийской эмансипацией, в XIV веке они попадают под власть татар; это обстоятельство надломило стремление к сопротивлению, поэтому даже в грамотах XVII века говорится об их унизительном положении: «когда татарин садится на коня. вотяк должен был становиться на четвереньки, а вотяцкая девушка не должна выйти замуж иначе, как побыв несколько дней наложницей у татарина».
Переселения
После насильственной ликвидации Казанского ханства, вотяком были предоставлены большие льготы: из грамот 1637 года видно, что они несли повинностей в семь раз меньше, чем русские при царе Алексее Михайловиче подтверждались прежние льготы, «чтобы им никаких обид и налогов чинимо не было». Но эти посулы московские вскоре были забыты. В начале XVII века, при Петре, была введена подушная подать, в 1717 году проведена пугающая своей непонятностью перепись вотяков, это послужило толчком для массового бегства на этот раз от русской власти в глазовские, малмыжские, закамские леса.
Согласно классическим канонам, вслед за русской властью шли попы и миссионеры, которые считали язычников-вотяков варварами и нехристями. С 1740 года начинается христианизация местного населения. Миссионеры в рясах действовали известным методом кнута и пряника: были объявлены новокрещенцам льготы по уплате податей, отбыванию воинской повинности. Все эти милости, как правило, были временными.
Несмотря на массовое крещение, навязанная чужеродная вера (ведь и к русским христинаство пришло от чуждого, заморского народа, византийцев (греков) приживалась с трудом, сохранялись прежние, народные верования.
По причине насильственной христианизации, вятское население вынуждено было снова бежать в недосягаемые для русской власти места: «Вотя бежит от русского — как мышь от кошки».
Первый фортпост русских (новгородских ушкуйников, которые жили разбоем) основали на захваченной земле «на случай нашествия супостатов иноверцев чуди и отяков и черемисов и иных народов град Хлынов». Сейчас это город Киров основан, по одним данным, в 1174 году, по другим — в 1374.
По данным 12-ой подворной описи в 1883-94 годах удмуртов насчитывалось в Вятской губернии 341113 душ
- в Глазовском уезде — 137197,
- Сарапульском — 91290,
- Малмыжском — 58388,
- Елабужском – 47928,
- Слободском — 5684
- и Уржумском — 626.
В Казанской губернии — 6970 (в Мамадышском уезде — 6674 и Казанском — 296), Самарской губернии — 1740 душ, Пермской -5 600 и в Уфимской — 12521, всего 367944 душ обоего пола.
В историческом промежутке численность удмуртов выглядит так:
- 1719 год — 48 тысяч;
- 1897 год – 625 тысячи;
- 1970 год — 704 тысячи,
- 1979 год — 714 тысяч,
- 1989 год — 747 тысяч, из них в РФ — 715 тысяч.
Быт и обычаи
Лучшими чертами считались следующие: «об уме и наблюдательности в вотяков все исследователи отзывались с большою похвалою. Взаимные отношения характеризуются миролюбием, отсутствием ссор, готовностью оказать помощь нуждающимся. Общение мужей с женами очень ласковое: без совета жены муж не предпринимает никакого дела», а также «считаются хорошими и трудолюбивыми земледельцами. Охота — любимое занятие с незапамятных Времен. Отличаются удивительной зоркостью, искусны во всех видах охоты, начиная с силков и кончая ружьем, стреляя с изумительной легкостью; пчеловодство тоже весьма развито».
Удмурты вывели особую породу лошадей «вятка», отличающихся своей неприхотливостью и выносливостью, а также породу романовских овец, дававших шерсть и овчину летом.
Удмурты делятся на северных и южных (закамских), последние имеют несколько локальных групп — Янаульские (Банибаш, Барабановка, Вотская Отья, Вотская Урада, Нокран, Орлеан, Шудек и другие). Татышлинские (Бикинеево, Вязовка, Колмияр, Кызыляр, Новые Таташлы).
В удмуртском языке выделяют несколько диалектов: северный, южный, бессермянский и серединные говоры.
Если говорить о буйских удмуртах, то с конца XVIII века (1784 год-год основания Пермской губернии) входили в состав Осинского уезда. Первое датированное упоминание об удмуртах в верховьях реки Буй относится к 1673 году. Местное население платило ясак в казну. Известна царская грамота 1572 года Строгановым, в которой наравне с другими народами Южного Прикамья названы и удмурты. Они поселились на земле башкир и зависели от них до выхода в 1737 г. ввиду указа императрицы Анны Иоановны, по которому обрели земли в районе реки Буй «в вечное пользование»
Удмурты не забывают свою историю. В преданиях рассказывается, что их предки пришли с берегов Кильмези и Валы (бассейна Вятки), Ижа (приток Камы). Главным административным и культурным центром стало село Большой Гондырь, впервые упоминаемое, как деревня в русских источниках 1673 года (название населенного пункта и реки пошло от удмуртского слова «гондыр»-медведь). В документах приведены названия еще двух деревень: Барабан и Кирга.
Численность населения
На буйских удмуртов заметно влияли соседние народы — башкиры и русские. Наиболее устойчивым оказалось влияние башкир, отразившееся в языке, религии, элементах построек, деталях костюма. Это влияние, однако, не затронуло этнического сознания буйских удмуртов.
От автора: «И мена, фамилии буйских удмуртов в недавнем прошлом были сплошь башкирские.
- Во-первых, по причине на раннем этапе заселения насильственного наложничества со стороны башкир-вотченников, на землях которых селились они, как припущенники.
- Во-вторых, одно из условий аренды было таким, чтобы имена новорожденным давали башкирские».
В конце XIX века удмурты проживали в селе Большой Гондырь и в девяти деревнях: Верхний и Малый Гондарь, Гожан, Шагирт, Барабан, Кипчак, Кирга, Урада, Ошья. В 1-й четверти XX века возникли новые поселения, из которых сохранились две деревни (гурт)-Вильгурт и Союз.
Многодворым стало село Большой Гондырь (более 1000 жителей). Поселения сохраняют однородный этниеческий состав, за исключением села — Большой Гондырь и деревни Верхний Гондырь, в которых поселились — татары, и села Старый Шагирт, в котором живут русские.
В этих удмуртских деревнях в конце 1880 годов проживало 5645 человек.
По переписи 1959 года-8440; по переписи 1989 года-5842 человека (17.7% населения Куединского района)».
Из книги Г.Н. Чагина «Народ и культура в 19-20вв» Екатеринбург, 2002 год автор адресует читателя к описанию быта, обычаев, что изложено очень подробно и интересно в указанном издании.
По мнению Г. Н. Чагина, так называемых «красноуфимских удмуртов», точнее их назвать верхнеуфимскими, хотя наличие удмуртских названий на территории Октябрьского района в Пермской области и в Ачитском районе дает повод говорить о том. что то ли их ряды под натиском других народов вынуждены были переселиться, либо ассимилировались.
В Красноуфимском районе сохранились два населенных пункта, в которых компактно живут удмурты: деревня Верхний Бугалыш и село Юва. По переписи 1989 года, в них проживало 250 удмуртов, хотя в недалеком прошлом частично жили они в Марийском Усть-Маше, Марийских Ключиках. Возле села Большая Тавра есть «Одо Керемет»: марийцы называли удмуртов «Одо», такие топонимы встречаются также в Мари Эл, Кировской области. Больше всего удмуртов живет в селе Юва. Их усадьбы изолированы от марийских и расположены по двум улицам, из которых одна называется «Куго Одо» (большие удмурты), а другая — «Изи Одо» (малые удмурты), — Г.Н. Чагин, стр.217.
Удмурты Красноуфимского района
В материалах Красноуфимского краеведческого музея есть достаточный материал о местных удмуртах. Приведу наиболее интересные:
- «по сословной принадлежности они относились к разряду военных припущенников, то есть когда-то их предки выполняли ратную службу Московскому государству.
- По Юве — «черемисы и вотяки», припущенники в Сызгинской башкирской даче, пришли в 7205 (1693) году из Вятской земли, осели на башкирскую землю с условием отбывать у них натуральные повинности: чинить мосты, править дороги».
Приводится и их численность. Так, в Верхнем Бугалыше при подворной переписи 1888-91гг. удмуртов было 297 человек (156 мужчин и 141 женщин), в Юве — 166 (84 и82).
Бесспорно то, что удмурты указанных населенных пунктов самые восточные, далее миграция этого народа не продвинулась. Так наши края более 300 лет назад стали «второй» родиной для удмуртов, которых когда-то называли «ариями».
Валерий Ганькин
действительный член Красноуфимского общества краеведов
Свежие комментарии