Завьялова Анна Дмитриевна
У каждого из моих родных была своя судьба. Брата во время войны взяли в трудармию. Он работал на заводе «Хромпик» в г.Первоуральске и там очень заболел, что-то случилось с ногами. Мама поехала на этот завод, а в военное время с завода не отпускали, и как-то ей удалось, чтобы сына отпустили на лечение домой. В Кленовой она его долго лечила. В 1945 году его забрали в армию и он 7 лет прослужил в Заполярье на о.Диксон. Пришёл из армии в 27 лет, женился. Вначале работал в клубе директором, он замечательно играл на гармошке, а потом перешёл на железную дорогу, там платили больше. Вскоре он стал бригадиром, а потом его назначили мастером и он переехал в п.Бисерть, где и проработал старшим мастером до пенсии. У него 2 детей: дочь и сын, внуки и внучки. Он умер в 2003 году.
Старшая сестра – Мария, уехала в г.Свердловск сразу после войны. Тогда ведь из колхоза не отпускали, но она уехала. Там проработала несколько лет нянечкой в одной семье, закончила школу. Потом уехала работать в г.Ревду, на завод. Проработав какое-то время на заводе, ушла на железную дорогу, где и проработала до пенсии. У неё 3 детей: две дочери и сын. Жива.
Младшая сестра – Шура, закончив 10 классов, выучилась на продавца, проработала в сельмаге продавцом лет 5, вышла замуж за военного и уехала. Они жили вначале в Латвии, затем переехали в Монголию, а сейчас живут в Ростовской области в г.Батайске. У неё 2 детей.
Отец погиб на войне. В 1942 году пришла похоронка, что захоронен в братской могиле где-то в Смоленской области Новокарпатовского района возле деревни, не помню уж название. Я там не была, а вот Николай был. На братской могиле имени отца не было. Николай настоял, чтобы имя отца вписали на памятник.
После гибели отца мама осталась одна с тремя детьми. Она работала в колхозе «Им.Калинина», где председателем был Белёв Пётр Исаакович. Мама работала в овощной бригаде, которой руководил очень грамотный агроном Гребнев Иван Никифорович. Трудами этой бригады выращивались во время войны, да и после, рекордные урожаи капусты, моркови, свёклы, огурцов, помидор. Они такие большие чаны с капустой засаливали на зиму. Я приходила и смотрела. За труд во время войны её, кроме обычных юбилейных медалей, ничем не наградили, а вот Гребнева И.Н. и Феденёву К.П., наградили орденами Ленина.
Я же всю жизнь прожила в Кленовой. С 1940 по 1946 гг. ходила в хуторской садик. Помню из этого времени, хлеб нам давали овсяный с тычинками, непросеянный. Я этот кусочек хлеба прятала, а потом съедала. В 1946 году 1 сентября нас всех 25 человек повели из детского садика в школу. Первая учитильница у нас была Луткова Александра Николаевна. Я её хорошо помню, она нас многому научила. Потом она вышла замуж и уехала. Далее нас учила Токманцева Ольга Мироновна. Окончив 4 класса, нас стали учить разные учителя.
Мама у меня родом была из д.Красный Яр. Когда я уже училась в школе, то частенько вместе с почтальоном дядей Федей добиралась до деревни и там проводила все школьные каникулы. Небольшая, домов 20, но красивая была деревня. На горке, речка, ягоды, грибы, простор.
Директором школы был тогда Никольский, а потом стал Щипунов. Из учителей запомнила Кайгородцеву Марию Николаевну, Черемных Евгению Яковлевну (моя сноха). Они преподавали математику, а математика в школе была у меня самым любимым предметом. По этому предмету у меня всегда было «отлично». Надежда Григорьевна преподавала географию. Васнецова Зинаида Васильевна – химию. Лебедева Людмила Александровна – математику в старших классах. Молодые учителя вели кружок танцев, в школе был хор. На праздники давали концерты, которые устраивали по деревням. Ездили на лошадях. Баянистом у нас был Киселёв Фёдор Михайлович. Жить было хоть и трудно, но интересно. Наверное, потому что и мы, и большая часть учителей были молодые.
В 1956 году я закончила школу. Из моих одноклассников у нас в селе проживают: Сажина Валентина Петровна – бывший главный агроном совхоза «Кленовской», Саломатова Нина Николаевна – бывший бухгалтер совхоза.
После школы я была какая-то застенчивая, боялась поступать куда-то. Моя сноха, Евгения Яковлевна, которая окончила Красноуфимское педучилище, посоветовала мне поступить в это училище. Мы с несколькими одноклассницами и поехали туда поступать. Экзамены я сдала, но не прошла по конкурсу. Приехав, стала думать, куда поступать. Решили с подружками поступать в Сысертское училище на штукатура-маляра. Приехали, подали документы и до зачисления уехали на лето домой.
Летом мне подвернулась работа в сельской библиотеке. Надеясь в будущем получить образование заочно, я забрала документы из училища и стала работать. Библиотека тогда находилась на первом этаже нынешнего Сельского совета. Там я проработала несколько лет. В это время вышла замуж за Виктора Лаврентьевича Завьялова. Сам он родом был из д.Филатовой. Мать у него умерла рано, когда ему было 7 месяцев. Он жил с отцом и мачехой. Отец и его старший брат погибли на войне. Отец без вести пропавший. Когда он вернулся из армии, мы и поженились.
Библиотека, где я работала, была небольшой, а народу читающего было много. Нашу библиотеку объединили с Бисертской библиотекой, выделив новые фонды и ставку. И я стала работать с Уткиной Александрой Иосифовной. Библиотеку перевели в большой дом, расположенный в «хуторе». В 1965 году я поступила заочно учиться в Пермское культпросвет училище и через три года его окончила. В 1968 году была в Кленовой построена новая школа. Александра Иосифовну и меня пригласили работать в школьной библиотеке. Там и стали мы работать. А сельскую библиотеку в последствии перевели во вновь построенный клуб в центре села. В этой библиотеке стала работать Мулыгина Лидия Ильинична, которая потом возглавила культурный комплекс. В библиотеке также работала Отева Галина Васильевна. Там мы проводили читательские конференции по книгам. На одной из них присутствовал уральский писатель – Юрий Александрович Трифонов. Кроме конференций проводили политучёбу на фермах, где кроме политинформаций проводились громкие чтения из известных произведений того времени. Политинформации проводили и Уткина А.И., и Мулыгина Л.И., и Уткин В.С. Проработав несколько лет в школе, меня сократили на 0,5 ставки, и я решила уйти. Ушла работать на почту помощником у Егармина Михаила Николаевича. Год проработала, и тут меня попросили перейти работать секретарём в Совет, где я проработала 5 лет – 2 созыва. Работать было очень трудно и сложно, да и время выпало перестроечное. Новый директор совхоза переманил меня секретарём к себе, где вскоре я стала диспетчером. После развала совхоза немного проработала контролёром по электроэнергии. А в 1994 году я ушла на пенсию.
Оглядываясь назад, вижу, что я проработала почти во всех организациях, кроме сельпо. Они меня звали продавцом в книжный магазин, но там было холодно, и я не пошла.
Как я пришла в церковь?
Мама у меня была верующей. Перед тем как садиться за стол, мы все крестились, она так велела. А потом, когда стала учиться в школе, то там всё время говорили, что нет Бога. Я и в библиотеке сама вела атеистическую пропаганду. А потом жизненные несчастья, связанные с похоронами мужа, матери, второго мужа, сына и привели меня в церковь. Сначала я принимала участие в отпевании. Когда Акафист читала, то многим понравилось, как я читаю. Они и начали меня приглашать: «Приходи!» Я начала приходить, они поставили меня на клирос. До сих пор хожу. Мне здесь какое-то успокоение, благодать. А что дома? Никого теперь нет. Одна радость – внук Никитка растёт. Всё лето жил у меня. Ему сейчас 9 лет. Мы с ним в церковь ходили, где он батюшке помогал. Батюшка его очень хвалил. Вот так и живу, верой в Бога, да с надеждой, что у Никитки всё будет хорошо!
Свежие комментарии