Бабиновская дорога
Автор: Соколов Виктор Владимирович
В 2013 году в окрестностях Соликамска поставили памятный знак Артемию Бабинову (фото)
Read more: http://perevalnext.ru/babinovskaya-doroga/#ixzz4XzbrUd73
- В XIII—XVI веках на берегу реки Тюменки находилась столица Тюменского ханства Чинги-Тура (Чимги-Тура).
- Строительство Тюменского острога было начато 29 июля 1586 года недалеко от Чинги-Туры, по указу царя Фёдора Ивановича
- В Тюмень можно было добраться по старой дороге, которой в свое время широко пользовались торговцы Казанского ханства.
- Эта дорога проходила через уфимские степи, именно на ней в 1586 г. была основана Уфа, постройка которой и обосновывалась тем, что «из того города на Белой Воложке казанским людем многим ходить в Сибирь».
- Недаром русские называли «старой казанской дорогой» путь Камою на Уфу и степью «полем» на верховья Исети.
- Видимо, это был очень древний караванный путь из Бухары в Булгарское царство, о котором есть упоминания у арабских авторов раннего средневековья (6, с.94).
- Московские власти использовали эту дорогу обычно лишь в экстренных случаях: для посылки гонцов, срочной отправки войск и т д.
- Так именно этим путем из Казани были в 1594 г. направлены в Тобольск войска, посланные против Кучума.
- А уфимские татары и башкиры еще долго пользовались этой дорогой, доставляя за три недели на запряженных лошадьми повозках мед на продажу в Тюмень.
- Эту же дорогу использовали бухарские купцы при перевозке товаров на Русь.
- После основания на р. Сылва, левого притока Камы, в 1649 г., г. Кунгура степная дорога пошла от него на р. Бисерть, приток Уфы, а с верховьев Бисерти на верховья Чусовой, затем дорога раздваивалась: на северо-восток к Ирбиту (где позже проводились знаменитые в Сибири ярмарки), а на юго-запад к верховьям Исети, где уже в 1668 г. стояла застава.
- Юго-западный вариант дороги примерно совпадал с будущим направлением сибирского тракта на Екатеринбург.
- Значение Кунгурского пути, связывавшего Тюмень непосредственно с Москвой через Казань, сильно возросло к концу ХVII в. Так что московские власти писали в 1695 г. верхотурскому воеводе: «ныне де наложена из Сибири, мимо Верхотурскую заставу, дальняя вновь окольная дорога по слободам, через Утку и Кунгур на Каму реку, в русские городы, и ездят же тою новою околною дорогою всяких чинов люди— сибирские дети боярские и служилые и торговые и иноземцы, всякие люди, с Руси с русскими, а из Сибири с сибирскими товары, и с мягкой рухлядью, летним и зимним путем беспрестанно».
- Однако официальной была другая дорога, она называлась Бабиновской. Именно эта дорога до конца ХVII века была главной и официально разрешенной для прохода в Сибирь. Лозьвенский городок был срыт, и его жителей перевели в новый, построенный в 1598 г. в верховьях Туры городок Верхотурье, который и стал главными воротами в Сибирь.
- Но и на этой главной сухопутной дороге в Сибирь путникам приходилось преодолевать «грязи и болота непроходимые», лесные завалы, а на перевале через горы— часто снежные завалы.
Бабиновская дорога — дорога создавшая Россию
За всю историю России существовало много «государевых дорог» через Урал в Сибирь, а если быть точным, то ровно девять штук. И это только тех, что имели официальный статуc государственной дороги. Наверное, есть смысл назвать их поименно: Елецкая дорога, Щугорская дорога, Вишерская дорога, Илычская дорога, Яицкая дорога, Старая Казанская дорога, Чусовская дорога, Бабиновская дорога и Большой Сибирский тракт. А если учитывать и другие (торговые и купеческие пути, охотничьи тропы, волоки, дороги контрабандистов), то их, конечно же, будет значительно больше.
«Русские» дороги на Урале начали прокладывать новгородцы. Связано это с тем, что изначально Северный Урал находился под данью Великого Новгорода. Первые русские люди на уральской земле — ушкуйники, по сути, те же разбойники и джентельмены удачи, которых манила на Урал и в Сибирь «рухлядь» (пушнина).
После того, как войско Московского княжества одержало победу на реке Шелонь, Урал перешел в подданство московскому князю. Растущий «организм» Московского государства, жадный до денег и власти, не мог пройти мимо источника одной из главных валют того времени — уральской и сибирской пушнины. Для завоевания Урала были использованы довольно стандартные для того времени методы: военные походы, миссионерская деятельность православной церкви и выделение вотчин. Так были осуществлены военные походы 1472 года под руководством Федора Пестрого и 1499 года под руководством княза Семена Курбского и воеводы Петра Ушатого. Именно в этом время крестили вогулов и манси святой Стефан Пермский и его последователи. Именно в это время купцам Строгановым были выделены просто огромные территории в виде вотчин и дарственных грамот.
Именно в эпоху «царствования» на Урале Строгановых, Россия вдвое увеличилась в размерах, за счет присоединения Ермаком Сибири. Кроме военных троп понадобились пути торговые. И вот, посадский человек, — Артемий Бабинов, — решил проложить такой путь из Урала в Сибирь, а по сути из Европы в Азию. По одной из версий, Артемий Бабинов тайком проследовал за группой манси, которые пришли из Сибири, с верховьев реки Туры, в Чаньвинскую пещеру с жертвоприношением. По другой версии он прошел этот путь вместе с ними, не таясь, и что, вроде как они даже помогали ему найти более удобный путь. Как бы то ни было, суть остается одна: была мансийская тропа с верховьев реки Туры к Чаньвинской пещере, что находится на реке Чаньве. И Артемий Сафронович Бабинов, уроженец села Верх-Усолка, воспользовался именно этой тропой и сделал из нее дорогу.
В 1595 году был издан указ царя Федора Иоанновича, в котором придписывалось всем желающим и охочим людям прокладывать дорогу в Сибирь. По этому указу Артемий Бабинов получил казенные деньги и в кротчайшиес сроки расширил вогульскую тропу до размеров дороги. Это беспрецедентный случай в истории России, когда всего за два года, 40 человек создали целую дорогу, проложив несколько десятков настилов и гатей, построив 9 мостов через реки. Общая длина дороги более 270 верст (300 км). В дальнейшем дорога была продолжена до Тюмени и Тобольска. На ее пути появились новые деревни и села: Сурмог, Верх-Яйва, Чикман, Молчан, Верх-Косьва, Растес, Павда, Караул. Город Верхотурье также обязан своим существованием Артемию Бабинову и его дороге. В 1598 году дорога получила статус правительственного тракта и стала называться «Новая Сибирская-Верхотурская дорога». Прослужила она верой и правдой более 170 лет.
Бабиновская дорога сыграла огромную историческую роль в судьбе России. Ее совершенно заслуженно называют дорогой, создавшей Россию. Именно по ней шло освоение Сибири и даже Дальнего Востока. Если хотите, то даже Русской Америки, т.е. Аляски, не было бы, если бы не Бабиновская дорога. По меткому замечанию пермского писателя Алексея Иванова, Бабиновский тракт как скрепа соединил азиатскую и европейскую части России, сделав из удельного княжества Империю и великую державу.
А в основании Бабиновской дороги стоял древний город Соликамск. Официально Бабиновский тракт начинался от Соборной колокольни, где в то время находилась городская управа. Именно дорога Артемия Бабинова сделала из Соликамска один из самых крупных городов России на то время (он входил в десятку самых крупных городов). Именно на деньги, что ручьем текли по Бабиновской дороге, были построены в Соликамске удивительнейшие церкви и храмы: Троицкий собор, Крестовоздвиженский собор, Богоявленская церковь и все остальные храмы и церкви Соли Камской. Конечно, даже просто имея солеваренное производство Соликамск был бы богатым и значимым городом, но именно Бабиновская дорога сделала Соликамск узловым и стратегически важным пунктом на карте России.
По мнению историка и краеведа Льва Баньковского Бабиновская дорога и сегодня не утратила своего значения. Есть исторический и экономический резон восстановить ее и заново открыть «Соликамские ворота в Сибирь». «В настоящее время в связи со строительством железной дороги от Менделеево через Кудымкар и Соликамск до берега Ледовитого океана ожидается восстановление Сибирского тракта от Великого Устюга до проектируемой станции УстьЧерная на Каме. Естественно, будет восстановлена и часть Сибирского тракта от УстьЧерной до Соликамска. Недалеко также и то время, когда Бабиновский тракт возобновится до Верхотурья. Ведь уже сейчас почти по всему протяжению древнего тракта можно проехать по лесовозным дорогам. Экономически выгодные грузовой автотранспорт и межобластные автоперевозки побуждают развивать автодорожную сеть на смежных территориях интенсивного освоения взаимодополняющих ресурсов Верхнекамья и Верхотурья. В год 400-летия Бабиновского тракта совершенно очевидно, что исторически традиционные Соликамские ворота в Сибирь вскоре опять неизбежно распахнутся для новой жизни» — отмечает Лев Баньковский.
Ну что же, как говорится, эти бы слова, да Богу в уши.
Свежие комментарии