Из серии «Исчезнувшие деревни». Глава2 Деревни Овиновка и Морозово
Завьялова Анастасия Васильевна
В деревне нашли какую-то избушку и стали в ней жить. В нашей семье было шестеро: 2 дочери и 4 брата. Старшим был Виктор, родился в 1926 году. За ним был Алексей – 1929 год, потом я – 1931 год, после меня был Иван – 1934 год, Павлик – 1937 год и сестра Нюра – 1940 год. В этой избушке мы долго жили. Потом отец надумал строиться. Дом большущий сделал. Делал всё сам. Он что хочешь, мог сделать. Дом строил, в свободное от работы время, а работать приходилось много в колхозе.
Мы уже жили в недостроенном доме, когда началась война. Его забрали на фронт. Подросшие ребята уже достроили, то, что начал отец. Через пару месяцев получили похоронку. Потом уже узнали от марийца, раненым вернувшегося с войны, и жившим недалеко от д.Овиновка. Он рассказал, что их долго морили голодом в каком-то призывном лагере. Потом повезли на фронт и в дороге разбомбили. Среди живых и мёртвых его не нашли. Наверное разорвало. Он у нас именинник в День Победы. На братской могиле в с. Кленовское выбито его имя: Изгагин Василий Михайлович.
Итак, мы остались без отца. Голод был, голод. Мама у нас была боевая, так мы в огороде всё сажали. Картошка в войну первые годы плохо росла, замерзала. То же самое и с пшеницей, рожью. Горох всегда сеяли. Когда горох молотили, набьём его в карманы и едим. Горох выдавали за трудодни. В 12 км от д.Овиновка, в д.Катырево, стояла мельница. Колхозники туда и возили горох, зерно, что выдавали. Там перемалывали в муку. Из неё пекли лепёшки или заваривали её в кипятке и хлебали эту смесь.
Вскоре старшего Виктора забрали в трудармию. Он работал в г. Ревда. После войны женился и уехал в г.Ростов.
Когда пришла весть о Победе, то все радовались.В д.Овиновка было 13 домов. С войны пришло четверо мужиков:
- Григорий Изгагин, пришёл контуженный,
- Семериков безногий пришёл,
- Черепанов Семён,
- сват Иванов.
Остальные не вернулись.
В деревне в войну остались одни женщины. В каждой семье осталось 5-8 человек. Был один только вредный старик – Иван, да старик Кондратий, который воевал на многих войнах.Землю пахали пацаны в лаптях на лошадях. У нас это делал Алексей. Коней жалели, они тоже голодали. Когда пацаны напашутся, оставались на том же месте ночевать, чтобы не гнать лошадей. Выпрягут коней, лягут к костру полуголодные. Засветло встают, запрягают и опять пашут. С тех лет у нас Алексей хворать стал.
Деревня хоть была маленькая, но держали гусей, куриц, овечек, свиней. Меня (11 лет) поставили за свиньями ходить. Сделали мне загородку, сляпали камин, чтобы я картошку варила. Вот я за ними и ходила.
Волков было много. Когда приходилось пасти овец и маленьких телят, а мы были подпасками, нас заставляли вешать на шею котелки, чтобы брякая, они отпугивали волков. А те ничего не боялись. Прямо при нас схватят овечку и утащат в лог. Мы бежим, кричим, кричим, а они всё равно убегали с добычей. Много овечек от них сгинуло. А ночью завоют они, так страшно. Когда был обмолот зерна, то мы коней гоняли по кругу при обмолоте и снопы подавали. Нам сметали пустой стог из соломы, вот в нём мы и ночевали. Залезем в него и думаем, что они всё равно нас съедят. Я видно бойкая была, поэтому осенью меня на сушку зерна отправляли. Осенью темно, огня нет, с фонарём сушили зерно. Старшая женщина уйдёт, а я одна, девчушка. Иду, пошевелю зерно и к топке, подброшу дров и сижу, боюсь обратно идти, глаз выколи, ни зги не видно. Хоть бы избушка была, волки воют, воют. Как сейчас вспомню, аж жуть берёт.
Мы с отцовой матерью Анисьей, которую звали мамой старой, частенько с недодкой, сотканной ею, заходили на голяшонок, где в превеликом множестве водились муляши и ловили их. Затем чистили и готовили из них какую-нибудь еду. Частенько с ней ходили в лес, она там серу собирала, затем топила. Эту серу затем продавали в Артях. Так вот идём с ней по лесу она и говорит: «Слушай Настя, как лес вот шумит… Как лес шумит, так и люди страдают». А она троих сыновей отправила на войну. Я тогда девчушкой была, всё время хотелось сорвать цветочки баскущие. А она мне: «Не рви цветочки. Тебе ведь охота жить, и им охота». В военные годы носить на себе одежду особо было нечего, так старая мама Анисья всем всё шила, подшивала, штопала. В конце войны она умерла, не дождавшись сыновей.
Гнали также дёготь. В лесу старые берёзы валяются, вот мы с этих колодин кору обдирали. Собранную кору скидывали в котёл и топили его. В котле был сделан жёлоб, по нему дёготь и стекал. Вот сижу смотрю, подкидываю дрова.
Вот так в непрерывной работе и проходило моё детство.
После войны налоги были большие. За год мы должны были сдать 12 кг масла, 100 яичек, шерсть, 50 кг мяса. Семье мало что доставалось. Мама молоко пропустит, в чашку нальёт обрат, вот его и хлебаем. Так и жили.
В 50 – х годах нашу деревню объединили с д.Сосновый Бор в один колхоз. Речка в деревне протекала Еманзелга. В ней хариусов много было. Так как речка пополнялась водой из ключей, поэтому не было таких рыб, как щука, окунь. Речка весной разливалась и по ней мулили лес.
После войны в 1953 году я вышла замуж за Степана Завьялова. Он был родом из соседней д. Морозово. Семья у них была богатая. У деда было трое сыновей. Трудились в поте лица, потому были и богатыми. Деда у них раскулачили. Так как он был очень старым, то забрали Стёпиного отца. Он сбежал, скрывался сколько-то у своих родителей. Зыбку для Степана сделал. А потом он сдался. На войне был, ранен был, даже фамилию сменил. Но я его не видела. Где-то умер.
Я переехала в д.Морозово и с тех пор в д.Овиновке так и не была. Стали жить со Степаном, рождались дети. Степан у меня всё делать мог. Развёл пчёл, научился катать валенки, две коровы держали. Работали много.
В д.Морозово электричества не было. Трактор по ночам гоняли. Мы первые со Степаном начали подниматься. Купили и привезли из г. Свердловска стиральную машину. В 3 часа ночи вставали и стирали. Потом радиолу большущую купили, она разные волны ловила. Степан пластинки выписывал и на праздники под них плясали, пели и слушали.
Как-то в начале 1960 – года, наверное, собрали в д.Киселёвка собрание. А повестка была – создание совхозов. Решали, кто пойдёт в совхоз, кто нет. Степан меня со своей матерью и записал. Так как ребят водиться оставить было не с кем, то он мать свою из совхоза потом вычеркнул.
Кто оформился в совхоз, тем стали платить зарплату, а не рассчитываться за трудодни. Люди и потянулись в совхоз. Всё бы хорошо, но вот пришёл приказ о том, что совхозы будут укрупнять, что означало, что деревни наши будут нарушать. Поехали мы со Стёпой в с.Кленовское искать дом, чтобы купить. Мне всё не глянулось. Решили перевезти дом, который у нас был в д.Морозово. У нас там и дом новый и столбы для ограды новые, большущие. С ним ходили далеко, сосны выпиливали вручную, потом на лошади привозили.
Деревни Овиновка и Морозово переехали в один год. Хотели вначале переехать в д.Киселёвку, где жила сестра мамина. У ней муж, войну прошедший, посоветовал нам переезжать в с.Кленовское. И школа рядом, не надо отправлять их в интернат г.Михайловска. Ребята на месте будут. У нас их уж пятеро было. Я их всех в д.Морозово родила. Две дочери и три парня.
Одно просила Степана, чтоб выбирал место для дома у реки, полоскали, ведь всегда в реке. Степан выбрал место в Кленовой, где раньше огородная бригада работала, там парники были, место очень удобное и недалеко от фермы, где пришлось нам работать.
Директор совхоза Уткин В.С. за перевоз дома с нас ни копейки не взял, т.к. мы оба работали в совхозе. Всё перевезли и дом, и ограду, и даже жерди с огорода. Дом, когда перевезли, то собирали помощь. И в один год поставили и дом и ограду.
Вот так, на примере нашей семьи, д. Овиновка и д.Морозова исчезли в один год. Большинство переехало в д.Киселёвка, часть перебралась в Кленовую, а некоторые разъехались кто куда. В Кленовую перехали Изгагины, Овчинниковы из Овиновки, а из Морозово — Сашка и Данила Накоряковы, Ганя Летова. В д.Морозово ещё год или два жил Гришка Копылов, но и он из-за трудностей жизни вдали от людей вскоре куда-то уехал.
Публикуем архивные данные тех кто не пришёл с войны по исчезнувшей деревне Морозово.
- Белев Павел Иванович 1926. Место рождения Свердловская обл., Ачитский р-н, д. Морозово. Дата и место призыва Ачитский РВК, Свердловская обл., Ачитский р-н. Последнее место службы 357 сд 729 сп. Воинское звание красноармеец. Причина выбытия умер от ран ранен 11.10.44. Дата выбытия 12.10.1944. Похоронен на гражданском кладбище расположенном в 500 метрах к востоку от д. Грибжане, Крешенского уезда, Горожайской волости, Литовская ССР. Мать Белёва Анна Александровна. ЦАМО 58 18002 1254.
- Копылов Федор Филиппович 1912. Место рождения Свердловская обл., Ачитский р-н, Кленовской с/с, д. Морозово Колхоз «Волна». Дата и место призыва10.05.1941 Ачитский РВК, Свердловская обл., Ачитский р-н. Причина выбытия пропал без вести. Дата выбытия__.10.1941. Жена Копылова Федосья Александровна. ЦАМО 58 977522 172.
- Белев Михаил Тарасович 1910. Место рождения Свердловская обл., Ачитский р-н, Кленовской с/с, д. Морозово Колхоз «Волна». Дата и место призыва 06.07.1941 Ачитский РВК, Свердловская обл., Ачитский р-н. Причина выбытия пропал без вести. Дата выбытия__.02.1942. Переписывался с Накаряковым Фёдором Григорьевичем (погиб). Писал жене Белевой Анне Александровне 22 октября 1941 года. ЦАМО 58 977522 172.
- Бадьин Прокопий Филиппович 08.07.1919. Место рождения Свердловская обл., Ачитский р-н, Кленовской с/с, д. Морозово. Дата и место призыва__.09.1939 Ачитский РВК, Свердловская обл. Воинское звание ефрейтор. Причина выбытия пропал без вести. Дата выбытия__.03.1942. Двоюродная сестра Бадьина Мария Лаврентьевна п.Ачит ул.Ленина 2. ЦАМО 58 18004 1142.
- Романов Александр Павлович 1905. Дата и место призыва__.__.1942 Ачитский РВК, Свердловская обл., Ачитский р-н д. Морозово. Последнее место службы п/п 1774 3 батальон 3 рота. Воинское звание красноармеец. Причина выбытия пропал без вести. Дата выбытия__.10.1943. Жена Романова Мария Ивановна. ЦАМО 58 977520 377.
- Накаряков Федор Григорьевич 1911. Дата и место призыва__.05.1941 Ачитский РВК, Свердловская обл., Ачитский р-н д. Морозово, колхоз Волна. Причина выбытия убит. Дата выбытия 15.09.1941. Накарякова Акулина Ник. ЦАМО 58 977520 962.
- Романов Аркадий Алексеевич 1925 д. Морозово. Дата и место призыва 14.11.1943. Ачитский РВК, Свердловская обл., Ачитский р-н. Последнее место службы п/п 71229 «И». Воинское звание солдат. Причина выбытия пропал без вести. Дата выбытия__.05.1945 Мать Романова Надежда д. Морозово. ЦАМО 58 977520 781.
- Завьялов Прокопий Степанович __.__.1908. Дата и место призыва __.10.1941 Ачитский РВК, Свердловская обл., Ачитский р-н. Причина выбытия пропал без вести. Дата выбытия __.02.1942. Д. Морозово, Кленовского с/с, промартель Муравей. Жена Завьялова Оксинья.
ЦАМО 58 977521 119. - Летов Павел Алексеевич __.__.1912 д. Морозово. Дата и место призыва18.07.1941 Ачитский РВК, Свердловская обл., Ачитский р-н. Воинское звание рядовой. Причина выбытия пропал без вести. Дата выбытия__.03.1944. Писал в ноябре 1943, писал с дороги без адреса «Едем на фронт». Жена Летова Павла Дмитриевна, с. Ст. Арти Артинского р-на. ЦАМО 58 977523 182.
- Лузин Никита Васильевич __.__.1907. Место рождения Свердловская обл., Ачитский р-н, дер. Морозово. Последнее место службы 164 сд. Воинское звание красноармеец. Причина выбытия убит в районе д. Засухино Зубцовского р-на Калининской обл. Дата выбытия 06.08.1942. Жена Лузина Анна Даниловна Ачитский р-н Химвинзавод. ЦАМО 58 818883 294.
Свежие комментарии