Быкова Клара Ивановна
Проработала я в Кленовской школе 31 год, начиная с 1967 года. Из них 3 года завучем, 10 лет директором. В школе коллектив менялся очень часто, т.к. приезжали выпускники вузов, а они должны были отработать 3 года. Менялись и директора. За время моей работы сменилось 8 директоров. Каждый из них внёс свою лепту, но школа постепенно приходила в упадок. Я помню каждого директора: во время работы Попова П.Г. при школе был создан музей боевой славы кленовчан; Мигачёв Н.И. – заказал проект пристроя – столовой для школы; я уже занималась строительством этого пристроя. Он необходим был, потому что остро стоял вопрос в обеспечении горячим питанием детей. Столовая ютилась в здании бывшего кожевенного завода, в антисанитарных условиях. Нужно было новое здание. Я решила возглавить школу после окончания Свердловского пединститута (филфак), закончив его заочно в 1985 году по причине развала, который царил в это время в школе: крыша протекала, полы в коридоре проваливались, в классах было холодно, из-за чего ученики часто болели. Когда я ещё работала завучем, в школе сформировался уже основной костяк учителей, оставшихся в Кленовой на постоянное место жительства: Копылова В.И. – химик, Сажина Н.Г. – географ, Полежаева Г.Ф. – литератор, Сажина Г.М. – биолог, Дорохова Т.С. – историк, Луткова С.Л. – математик, Дорохова О.Д. – учитель начальных классов, Токманцева О.М. – учитель начальных классов.
Став директором, я тесно работала с Председателем Совета – Ноговицыной Т.Я., человеком неравнодушным и очень деятельным. Она поддержала мою кандидатуру, обещала помочь с ремонтом школы, со строительством пристроя. Своё слово Тамара Яковлевна сдержала, без её помощи мне не удалось бы что-то изменить. Она помогала выбивать стройматериалы, доставлять его сюда, подбирать рабочие бригады, выбивать средства. Я ей очень признательна. Так, став директором, я полностью окунулась в хозяйственную работу, благо учебно-воспитательной работой руководила Копылова В.И. – завуч школы.
Первое время было очень трудно, но в районо меня поддерживали во всём.
Первое, что сделали при мне, — перевели работу школу в одну смену (до этого школа работала в две смены, что было очень неудобно, как для учителей, так и для детей). Затем сменили отопительную систему, заменили кочегаров на добросовестных. В школе стало тепло. Я почувствовала тепло и от учителей, которые вначале не хотели меня воспринимать в ранге директора. Многие стали уважать и помогать. Появились новые идеи: создать производственную бригаду, организовать при школе автошколу. В школе работал и работает до сих пор учитель-энтузиаст – Сутягин Вк.К. Это благодаря его энергии, его трудолюбию при школе создана автошкола. Ему признательно всё мужское население Кленовой, потому что со школьной скамьи, все кто обучался, получали права тракториста и шофёра. Во время строительства пристроя Виктор Кириллович Сутягин был моей правой рукой. Итак, отремонтировали крышу, настелили полы, построили пристрой. Было трудно, но недаром говорится, что «терпение и труд всё перетрут».
Меня судьба воспитывала с самого рождения. По моей биографии можно изучать историю нашей страны. Отец был репрессирован до моего рождения в 1940 г. Я родилась уже без отца. Мама с шестью детьми скиталась из деревни в деревню, т.к. её, как жену врага народа, уволили с работы, выгнали с квартиры. Отец отбыл срок 7 лет в сталинских лагерях. Но у меня не сформировалось ненависти к Сталину. Я просто поняла, что в жизни всё делают сами люди, а не руководители. Ведь на отца донёс его «товарищ» по работе о его неблагонадёжности, мать выселили с квартиры чиновники и т.д. И сейчас в стране дела вершат «люди». Но несмотря на это «тёмное» пятно, в пионеры меня приняли, в комсомоле я была заводилой. После школы по путёвке строила Качканарский горно-обогатительный комбинат. По призыву комсомола пошла работать на село учителем начальных классов (закончила Осинское педучилище в Пермской области). Хотела вступить в партию дважды. Я считала себя достойной быть членом КПСС. Но «кто-то» решил, что дочь врага народа не может быть членом партии, и я получала отказ по причине, что пока нужно принять других, более достойных. Когда началась перестройка, эти «более достойные» безропотно сложили свои партийные билеты. А член КПСС – это ж идейный вдохновитель народа. Я бы никогда не отдала свой билет, т.к. была убеждена в правоте ленинских идей. Со временем эту идеологию так исказили «люди», что осталась одна шелуха.
Я была свидетелем голодных послевоенных лет, сама голодовала, нищенствовала, видела как страдают люди, но верила, что жить будем лучше. Так оно и было. Обидно за народ.
Трудятся, создают, строят, а приходят с идеями переворота люди и всё разрушают, а народ снова трудится, снова создаёт и молчит. До перестройки совхоз «Кленовской» был не на последнем месте в области. А сейчас – поля зарастают, леса вырубают, дороги приходят в негодность, деревни исчезают. В настоящее время от совхоза остались «рожки», да «ножки».
Что же со школой? Я думаю, что передала её в надёжные руки. Уже более 10 лет ею руководит мой сын – Быков Владимир Владимирович. При нём заново перекрыли крышу, компьютеризировали классы, детей из деревень возят в специальных автобусах, для них построили гаражи, но работы ещё много. Коллектив прежний, только пополнился молодыми учителями, бывшими нашими выпускниками.
Как живётся учителю на пенсии? Неважно живётся. Спасибо ещё Советской власти – она дала нам звание «Ветеран труда» за добросовестную работу. Сейчас льготы являются большим подспорьем. Да в деревне можно вести своё хозяйство: огород, скот, пчёлы. Хотя трудиться тоже надо не покладая рук. Так вот и живём.
Свежие комментарии