Выпуск 1957 года

Автор: Крохалёва Светлана Васильевна

Я родилась в 1940 году в г. Дегтярске в семье служащих. Отец был из д. Филатово, хутор Чегенёвский. Когда началась война, он привёз нас к дедушке с бабушкой в эту деревню и ушёл на фронт. С фронта пришло одно письмо, а в 1942 году он погиб.

Слово «чегень» по словарю В.Даля означает «ведущий лодки», т.е. человек в лодке, который ловит рыбу. И, в самом деле, вся семья у меня – дед, мои тёти, их дети, все занимались рыбалкой. Река протекала Филатовка, вот в ней и ловили хариусов и другую рыбу. В деревне было более тридцати домов. После войны мужики почти все не вернулись, деревня и распалась, т.к. все стали переезжать в другие места. Деревня Филатова входила в колхоз «Красный Партизан». Это был богатый колхоз. В нём была большая пасека, которая приносила много мёда, т.к. вокруг было много липы, кипрея и других медоносных растений. В школу мы пошли в этой деревне. Мои первые учителя – Таисья Гавриловна и Мария Калистратовна. До 3 класса ходили в лаптях. Весной лога водой заполнялись, переходя через них, ноги у нас промокали. Пока шли уроки, техничка сушила нам портянки.

Папа не вернулся. Остались мама с тремя детьми. Она была горожанка, грамотная и её поставили бригадиром. Она с утра до вечера верхом на лошади объезжает поля, бабушка вяжет снопы на соседней горе, а домашнее хозяйство держалось на мне: доглядеть за младшими, загнать корову, днём надо младших накормить. Идём на речку мальков ловить, потом идём за пеканами, иногда грибов наберём. Вот к вечеру ужин и готов. С ранних лет пришлось познавать крестьянский труд. Так мы и жили.

Когда я пошла в первый класс в д. Филатовой, то поселилась у моей тёти, папиной сестры – Натальи Яковлевны Феденёвой. Она с этих лет и взяла меня под опеку. Дома я уже не жила. Тётя работала на пасеке. И моё детство, пока нас не стали гонять на работу в колхоз, прошло в этих красивейших местах. Прибегу к ним, пчёлы мирно гудят, липа цветёт. За водой пошлют, а там родник с вкуснейшей водой. В лесу озерко было, там караси ловились в морду. Такая красота!
Но когда подросла, утром стучат: «Наталья Яковлевна! Будите племянницу, на работу надо!» Гоняли полоть. Надевали варежки и пололи, дёргая осот за д. Красный Партизан. Потом нам доверили косы в руки взять и косить. Позже стали работать граблями, подскребая сено. И вот так постепенно со временем, я и осваивала крестьянский труд.

В 1951 году я закончила 4 класс и перешла в Кленовскую школу.
Школа – это самое дорогое воспоминание. С 5-го по 10-ый класс была бессменным редактором газеты школы. Была членом совета пионерской организации, членом комитета комсомола.

Вот на этой фотографии комсомольско-молодёжный лагерь, на полях, где во время войны работала знаменитая огородная бригада Ивана Гребнева, а руководила нашей работой великая труженица – Луткова Клавдия Павловна.

На этом фото – школа родная! Фёдор Михайлович играет утром на зарядке.

Здесь мы в обеденный перерыв, какие тополя здесь были!

Перерыв на обед
Перерыв на обед

Училась я на отлично, но экзамене по литературе сорвалась. Писали сочинение по «Поднятой целине» М.Шолохова. На протяжении всего сочинения одна ошибка в слове «козаки», а это слово повторяется много раз. Как говорила, так и писала. Так и получила я в аттестат четвёрку.

Наш 10 класс
На выпускном вечере выступило районное руководство и сказало, что надо отработать 2 года, чтобы приобрести производственный стаж, для того, чтобы куда-то поступить. А куда поступать? У нас в д. Красных Партизан была ферма. Вот туда и устроилась работать со своей сестрой Галей. Ходили за телятами. За время, что работала, я думала куда поступать. Решила на агронома, т.к. мне с детства нравились поля. Особенно я скучала по пшеничным полям. Вот в сельхозинститут я и надумала поступать.

Подходит 2 года моей работы на ферме. Приезжает как-то вечером Киселёв Фёдор Михайлович – главный зоотехник совхоза вместе с Холодовой Галиной Александровной и давай разговаривать с моей тётей – Натальей Яковлевной о том, что племянницу надо отправить учиться в медицинский институт, т.к. у нас нет врача, а её рекомендовала школа. «Да она не может занозу вытащить, а вы её на врача зовёте», — говорит моя тётя. А я на самом деле, зашью любую рану, рука не дрогнет, а вот занозу вытащить, со мной что-то происходит. Но всё равно, давайте, попробуем. За 2 недели до экзаменов я узнала условия поступления, взяла чемодан в руки, сложила физику, химию, немецкий, русский и в город. Устроилась в общежитие. День и ночь учу. И вот начались экзамены. Попала я в первый поток. Первый фильтрующий экзамен – сочинение. Родная тема, опять по М.Шолохову«Поднятая целина». И опять, «козаки», «козаки», «козаки». За содержание «5», а за грамотность «3». Общая – «4». Физику успела только до «Оптики». У самой двери стою и думаю, чтобы мне только из оптики что-нибудь не попало. Вытаскиваю билет, а там и вопрос и задача из «Оптики». А сидят преподаватели из УПИ. Села отвечать и говорю, что не буду отвечать, т.к. работала и не успела доучить. «Не переживайте! Давайте вместе решим». Поставили мне «4». Третий – немецкий. А немецкий мне нравился, я по нему хорошо училась, в институте потом, даже «News Zaitung» читала. Преподаватели до меня послушали нескольких абитуриентов, которые попались очень слабые, и видимо, решили, что и все такие же, поставили всем «3». А эта «3» тянет мне баллы. Пошла в приёмную комиссию и попросила своё дело. Что ещё ждать! Но мне сказали подождать дня зачисления и документы не отдали. Наступил день зачисления. С 7 утра стояли, ждали. В 9 часов меня первую и вызывают. Ну, думаю, меня сейчас первую и отфутболят. Председателем комиссии был проректор института Климов Василий Иванович, он потом педиатрию нам преподавал. Вот он и говорит: «Ну, что «козаки», «козаки», «козаки»…Вот если научишься правильно писать и говорить, приму в институт». Я, конечно, сказала: «Научусь!!!» Вот так я и поступила в медицинский институт!

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий