Из истории образования в Пермской губернии народного образования
Автор: Соколов Виктор Владимирович
С именем Александра II народная школа связана вдвойне: освободив народ от рабства, он дал ей необходимую почву для развития и создал в России совершенно новую организации всего дела народного образования.
Всем желающим предоставлено было право открывать школы, лишь доводя об этом до сведения администрации.
28 июля 1861 года был организован комитет из представителей разных ведомств для выработки общего плана устройства и развития элементарных школ.
Начало реформ было положено законом 1 января 1864 года об организации земских учреждений. В Пермской губернии земские органы были введены в 1870 году. Введение земства с его публичностью заседаний, гласностью отчетов была целым переворотом в умах общества и особенно простого народа. То, что прежде решалось в тиши канцелярий, теперь впервые предстало перед обществом и сделалось доступным для его обсуждений. Быть может в этом лежит разгадка того высокого нравственного подъема в обществе в 70-X годах 19 века. Без этого воодушевления земству трудно было бы решать те проблемы, которые назрели в обществе. Земские учреждения вводились в двух административно-территориальных единицах: в уезде и в губернии. В Пермскую губернию входило 12 уездов – Пермский, Екатеринбургский, Чердынский, Верхотурский, Камышловский, Осинский, Соликамский, Ирбитский, Шадринский, Кунгурский, Красноуфимский, Оханский. На местное самоуправление возлагались обязанности содействовать развитию торговли, промышленности, народного образования. Земской реформе, после реформы освобождения крестьян, принадлежат наибольшие симпатии общества
Школы Пермской губернии составляли единое звено общероссийского просвещения, руководствовались определенными правительственными законоположениями.
Развитие школы в 80-е годы происходило в условиях правительственной реакции. В 1884 году было издано Положение о церковноприходской школе, по которому она сначала рассматривается, как основная школа сельской местности и была передана духовному ведомству.
В этот же период был издан университетский устав 1884 года, печально знаменитый циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 года. Была проведена реорганизация учебных округов.
Учителей со средним и специальным педагогическим образованием в губернии только 10%, со средним незаконченным, низшим и домашним образованием 54%, в то время как в России учителей и учительниц со средним и специальным педагогическим образованием – 71%.
Не смотря на реакционность, реформа 1864 года была шагом вперед в развитии школы. «Положение» допускало к учительскому труду женщин…
Период реформ, был коротким. Специальным рескриптом царя от 13 мая 1866 года министерству народного просвещения предписывалось руководствоваться охранительными началами, быть охранителем религии и существующего строя.
С этого времени деятельность министерства народного просвещения все более отличалась строгой бюрократической опекой и недоверием к обществу и учителям.
Проводя школьную реформу на местах, самодержавие стремилось «отдать» школу в руки духовенства.
Но полностью это сделать не удалось, т.к. получив определенные полномочия земства использовали эти возможности для создания разветвленной сети начальный школ.
Инспектора же народных училищ постепенно стали не столько педагогами — инструкторами училищ, сколько наблюдателями за благонадежностью учителей.
Статья «Положения» не допускала введения в программу школ никаких предметов, кроме Закона Божья, чтения, письма, арифметики, пения и ремесел.
Развитие школы в 80-е годы происходило в условиях правительственной реакции.
4 апреля 1866 года Каракозов стрелял в государя, прогуливавшегося в Летнем саду, и уже 5 апреля на заседании Комитета министров ярый консерватор обер-прокурор Синода граф Дмитрий Андреевич Толстой повел наступление на либерального министра народного просвещения Александра Васильевича Головнина, утверждая, что распространение либеральных и революционных идей в студенческой среде — результат политики министерства.
В результате Головнин подал в отставку и Толстой занял его место. Вслед за Головниным оставили свои посты еще несколько крупных либеральных сановников.
Остряки шутили, что Каракозов «одной пулей сразил четырех министров».
Большой известностью в Пермской губернии пользовались В.К. Семченко, А.А. Залежский. Андрей Александрович Залежский преподавал математику в гимназии, писал стихи и рассказы, смело знакомил пермских гимназистов с запретными творениями А.С. Пушкина, В.Г. Белинского, А.И. Герцена,
хотя знал, что может быть жестоко наказан за вне программные чтения. Кроме исполнения прямых обязанностей некоторые преподаватели проводили научную и исследовательскую работу. Многие их труды были опубликованы.
Например: Дмитриев А.А. — «Пермская старина”, 1889 г.; «Картофельный бунт в России и новый материал к его истории в Пермской губернии», 1882 г. и др.; Семченко В.К. — «Исторический очерк Пермской Мариинской женской гимназии за 25 лет ее существования», 1886 г.; Зверев А.В. — «Сказка, как один из видов детской литературы» , 1890г. и так далее.
В эти же годы в Пермской гимназии трудился замечательный педагог, учитель латыни и основатель гимназистской библиотеки И.Д. Веретенников.
Делу развития народного образования отдали свои знания и опыт, народные учителя Е.М. Буторина, П. Монохин, А.В. Соловьев и многие другие.
В земских школах губернии получили распространение труды прогрессивных педагогов того времени К.Д. Ушинского, И.А. Корфа, Д.И. Тихомирова, Н.Ф. Бунакова.
Свежие комментарии